Чем Минск может ответить на санкции Запада?
(Глеб Простаков
специально для газеты ВЗГЛЯД)
21 июня ЕС после долгих отлагательств утвердил четвертый пакет санкций против Белоруссии, расширив список персональных санкций (туда попали, в частности, старший сын президента Лукашенко Виктора, а также российский предприниматель Михаил Гуцериев), а также введя санкции против МАЗ и БелАЗа. А уже 24 июня Евросоюз ввел еще более жесткие секторальные ограничения, запретив покупать у республики нефтепродукты, хлорид калия и запретив любые формы финансирования и работу институтов развития.
Самые жесткие из возможных санкций – санкции в отношении существующего госдолга Белоруссии, государственных банков и отключение страны от системы SWIFT пока остались в резерве. Сдается, что и Брюссель, и Минск оказались в тупике бессилия. У Лукашенко и его окружения нет значительных активов за рубежом, которыми можно было бы их шантажировать. Вводя секторальные санкции, Запад рискует не достичь поставленных задач по свержению режима. Одновременно неверный посыл получат и сами белорусы, качество жизни которых в виду санкций заметно ухудшится.
Возможность для ответных санкций Минска, несмотря на грозные заявления, также ограничены. Ощутимым может быть только «инфраструктурный» удар, который Минск может реализовать только при поддержке Москвы. Недавно прибалтийские государства уже обратились в ЕС за компенсациями убытков, которые терпят их компании из-за действий белорусских властей по переориентации транзитных потоков грузов на российские порты. Фронтмены санкционного давления на Минск, приютившие у себя оппозицию в изгнании, первыми запросили помощи у Брюсселя из-за ответных действий Белоруссии.
Санкции против экспорта из Белоруссии нефтепродуктов и, тем более, калийных удобрений, могут бумерангом отразиться на самих европейцах и их сателлитах (прежде всего, Польше, Прибалтике и Украине). В связи с этим, судя по всему, будет выбрана стратегия медленного удушения, по которой санкции будут вводиться постепенно нарастающим итогом. В конце концов, нельзя просто взять и перекрыть поставки на мировой рынок белорусских калийных удобрений, доля которых составляет огромные 20%. Это неминуемо отразится на цене продовольствия во всем мире. Введя запрет на покупку белорусских нефтепродуктов или электроэнергии, ЕС создаст значительные проблемы Литве и Украине, спровоцировав новый поток жалоб и просьб о компенсации ущерба.
Чтобы избежать такого сценария, вероятно, будет выработан механизм, который снизит конкурентоспособность чувствительных для белорусского экспорта товаров, однако не перекроет полностью возможности их поставок. Нужно осознать, что то, что является преимуществом, теряет свой вес и силу со временем. Реальная угроза обрубить поставки топлива на Украину, электроэнергии – в Прибалтику, а калийных удобрений – на мировой рынок может подействовать только здесь и сейчас. Реализация этой угрозы сопряжена с огромными потерями для Минска, но она более чем ощутима для Запада. По крайней мере, намного более явственна, чем точечные санкции против отдельных западных компаний, которые во многом сами являются заложниками большой геополитической игры. Чтобы выжить в этом противостоянии, Минску нужна будет поддержка не только России, но также Китая и других игроков. Обратной стороной этой поддержки будет новый уровень интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС с учетом реального веса и роли Белоруссии в них.