Инцидент с самолетом толкает Белоруссию на восток
(Алексей Токарев
специально для газеты ВЗГЛЯД)
Ситуация с белорусским оппозиционером, летевшим из Греции в Литву на ирландском самолёте, вызывает у международника раздвоение личности и внутренний бой двух ведущих школ. Международник-либерал, конечно, напишет: «Так нельзя!» Он напомнит о том, что, нарушая правила в отношении других, нужно быть готовым, что их нарушат в отношении тебя. Расскажет о безответственном поведении государственной власти, принуждающей гражданский борт к изменению курса истребителем с ракетами «воздух-воздух» Р-73Л. Заглянет в будущее, смотря на возможную встречу президентов Путина и Байдена гораздо более скептичным взглядом, чем до вынужденной посадки B-737-800. Наконец, назовёт президента соседней страны, сильно поднявшего ставки, «воздушным пиратом».
Международник-реалист, по определению сторонник превосходства силы над правилами, конечно, вспомнит и посаженный в Австрии в 2013 году самолёт президента Боливии Моралеса (тогда искали американского медиабузотёра Сноудена), и посаженный в Киеве в 2016 году рейс «Белавиа» (в данном случае армянского блогера Мартиросяна нашли, но отпустили). Украинцы тогда только угрожали поднять истребители. А в 2021 году белорусы истребитель подняли. Более того, реалист улыбнётся, понимая, как красиво белорусские силовики утёрли нос условным западным, к которым стоит отнести и украинских с их планами задержать вагнеровцев. Но у СБУ не получилось, а у белорусов – вполне.
«Потому что может!» или «balls of steel» - восторженный тон комментариев в российских соцсетях похож на панегирик президенту Лукашенко. Он поступил так, как поступают иные европейские державы в соответствии с собственными или американскими национальными интересами. В мире двойных стандартов вспоминать о международном праве – право дипломатов, но не обязанность политиков. Проблема в том, что акт принудительной посадки борта совершило государство, которое не является великой державой и, соответственно, не участвует в выработке и формальных, и реальных правил игры. Отложенная ответственность за инцидент ляжет и на ближайшего союзника.
Белоруссия не сделала ничего нового в международных отношениях по сравнению с другими. Иные союзники США боролись с собственными журналистами путём расчленения их в иностранных посольствах по заказу лидеров режима, но никаких санкций не случалось. Мир двойных стандартов создан не сегодня и рухнет не завтра. Принудительная посадка «Боинга» в Минске уже вызвала массовый отказ западных авиакомпаний летать над территорией Белоруссии, а ЕС, скорее всего, примет официальное решение о запрете. Из реальных последствий: для россиян незначительно увеличится полётное время, например, в Берлин, если полет будет бортом иностранной авиакомпании. Очевидно, часть Евро-Атлантики использует инцидент для очередных (и во многом бессмысленных) нападок на Россию: глава международного комитета парламента Великобритании уже заявил, что Лондон готов рассмотреть введение санкций против «Северного потока-2».
Похоже на действие мультфильма «А Баба-яга против» на фоне де-факто признания основных противников газопровода – американцев – его достраиваемого будущего. Коллективные санкции Запада против белорусских системообразующих компаний (после запрета полётов и персональных санкций) будут толкать белорусский режим ещё сильнее в объятия российского. России в этой ситуации следует просто помнить о нереализованных по разным предлогам дорожных картах в рамках Союзного государства.