Сокращение числа «православных» – хорошая новость для Церкви
(Сергей Худиев
специально для газеты ВЗГЛЯД)
Как сообщают множество заголовков, «в России уменьшается число православных». Заголовок неизбежно искажает новость – не по чьей–то злой воле, а потому что приходится очень сильно сокращать – и на самом деле речь идет о несколько другом, и даже позитивном для Церкви явлении.
Речь о том, что, по данным недавнего опроса ВЦИОМ, о своей принадлежности к православию сообщили 66% опрошенных. В 2017 году их было 75%, в минувшем году – 68%. Численность неверующих выросла с 7% в 2017 году до 14% в 2021 году. Среди молодежи данный показатель достиг 22%.
Я бы сказал, что данные опроса говорят об обратном – и вот почему. Пока Церковь исполняет роль рябинки и березки и куста ракиты над рекой – то есть совершенно пассивного элемента национального ландшафта – то в этом качестве даже люди совершенно чуждые её вере будут считать её своей. Березки вызывают теплое ностальгическое чувство – но при этом ничего не провозглашают и ничего не требуют. Они отлично сочетаются с любым мировоззрением и любым образом жизни. До какого–то момента в этом же качестве воспринимаются и золотые купола церквей.
Данные опросов регулярно показывали, что часть людей, относивших себя к православным, вообще не верили в Бога – или придерживались суеверий (таких, как сглаз, реинкарнация или карма) которые несовместимы с учением Церкви. Ничего уникально российского в этом не было – аналогичные опросы на Западе регулярно показывали значительное число атеистов, которые говорили о себе как о «католиках» или «протестантах».
По мере того, как обнаруживается, что у Церкви есть вероучение, определенный взгляд на историю и Божественное откровение, многие люди понимают, что они с ним не согласны. И это, для Церкви, положительное развитие событий. Люди обнаруживают, что храмы – это нечто большее, чем деталь пейзажа. В них провозглашается вера, которую можно принять или отвергнуть; поклоняются Богу, в которого можно верить или нет. Часть людей раздражает, что Церковь выступает против абортов; других отталкивает то, что Церковь чтит новомучеников, пострадавших от большевиков, а вот к самому большевизму относится холодно – что еще раз выяснилось в ходе голосования относительно памятника на Лубянке. Кого–то (как и большевиков) отталкивает сама по себе вера в Бога. Это ожидаемо и совершенно понятно.
Если у вас нет внятных убеждений, и вы просто безобидное украшение пейзажа, молчаливый свадебный генерал – вы никого не раздражаете, все готовы считать вас своим. Когда убеждения обнаруживаются – оказывается, что часть прежних знакомых вами недовольны. Но вы можете оказывать влияние только в том случае, если убеждения у вас есть.
Это может показаться парадоксальным – но важная часть православной миссии состоит в том, чтобы убедить людей в том, что они пока еще не православные.