Между Россией, Белоруссией и Украиной нет границ
(Алексей Токарев специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Каждый год в декабре крупнейшие поисковые системы подводят итоги, сравнивая количество запросов по конкретным событиям, явлениям и словам, которые поступили из разных стран. Я думаю, это отличный инструмент для поисков степени родства «братьев-славян». Что ищут жители России, Украины и Белоруссии?
Интернет знает про нас намного больше, чем друзья, психологи и священник на исповеди. Пожалуй, поисковая строка – единственное пространство в мире, где мы не врём сами себе, спрашивая о том, что нас интересует действительно. Бывший дата-аналитик Google Сет Стивен-Давидовиц вообще предлагает верифицировать посредством анализа больших данных отдельные элементы фрейдизма, ведь иллюзия анонимности и отсутствия общественного взгляда позволяет нам быть откровенными с поисковой системой.
Частота запросов, которые мы ежедневно отправляем куда-то в глубину «паутины», помогает судить о тех границах, которых нет на картах. «Украина – не Россия», «Белорусский федеральный округ РФ», «братство восточных славян», «комплексы младших братьев», «недоимперия» и прочие политические, исторические и культурные стереотипы, прочно вошедшие в дискурсы всех социальных групп, от националистов до глобалистов, отлично измеряются при помощи анализа данных.
Долгие годы жители России, Украины и Белоруссии ищут одинаковые события, явления и персоны. В 2017 году украинцы интересовались Дианой Шурыгиной, Михаилом Задорновым и Дмитрием Марьяновым. Первая по количеству запросов украинка Ирина Бережная была лишь на четвёртом месте. «Почему… Малахов ушёл с первого канала?» – третий по популярности запрос-2017 в стране, декларирующей полный разрыв с Россией. За рамками интереса к личностям запросом №1 на Украине был «сериал Физрук 4 сезон», на втором месте – украинское шоу «Холостяк». В 2019 году все три страны интересовались Юлией Началовой, Децлом, Аллой Вербер – виртуальная жизнь похожа на реальную, в которой смерть объединяет давно живущих порознь родственников за общим столом.
Главное явление в мире 2020 года было одинаковым для всех. Интернет восточных славян не стал исключением: «коронавирус» победил остальные запросы в России, Украине и Белоруссии. Вице-чемпион этой гонки за внимание пользователей общий у мира, России и Белоруссии, а украинцы «выборы в США» гуглили меньше, чем «коронавирус рекомендации», которые получили второе место в национальной доменной зоне. «Симптомами коронавируса» пандемия отметилась на третьей строчке в Белоруссии и пятой на Украине. В 2019 году украинские выборы «объединяли» наши интернет-пространства хуже американских – соревнование Зеленского с Порошенко в России было на первом месте, на Украине – на пятом, а в Белоруссии вообще не вошло в топ-10.
Сама Белоруссия в 2020, конечно, привлекла к себе внимание «восточнославянского» Интернета. В российском сегменте Google «события в Белоруссии» на пятом месте, «новости Минск» в самой стране – на четвёртом, на Украине – за пределами десятки. Чаще всего запрос «Belarus» вбивали в Прибалтике и Восточной Африке: на пике протестов в августе Литва, Уганда, Замбия, Кения, Нигерия, Эстония и Гана интересовались темой в англоязычном сегменте намного сильнее, чем Армения и Россия.
(
продолжение ниже)