Европа – это не Шенген, а до Урала
(Анастасия Семенович специально для газеты
ВЗГЛЯД)
В Манеже Малого Эрмитажа до 28 февраля 2021-го можно увидеть выставку «Железный век. Европа без границ».
Эрмитаж показывает трофейные вещи, которые «входят в число перемещенных в результате Второй мировой войны объектов». Проще говоря, это коллекции Германии, взятые в плен страной-победительницей. Обычно «перемещенные объекты» не покидают границ РФ и мало выставляются. Сейчас Эрмитаж не просто тщательно обозначает трофейные экспонаты, но и подчёркивает, что выставка – российско-немецкий проект, который финансово поддерживает МИД ФРГ. Кроме того, здесь много вещей из берлинского Музея преистории и древней истории. Перед нами не просто выставка, а некий итог геополитических пертурбаций XX века: дополняющие друг друга вещи, которые долгое время были разлучены войной, политикой, музейной этикой.
Эта выставка о том, что, собственно, считать Европой. Музей вежливо напоминает, что это не Шенгенская зона и не ЕС, а пространства от Атлантики до Урала. Нам хотят показать общность истории и очевидные пересечения археологических культур. Обозначенное время – первое тысячелетие до нашей эры – вообще-то считается эпохой античных памятников. Там и греческая классика, и возвышение Рима, и подзабытое искусство этрусков, и великолепные Помпеи, Геркуланум, Стабии. Эффектный разгул чувственного средиземноморского гедонизма – все это Железный век. Нам же намеренно показывают брутальную археологию других регионов: древние мечи, страшно скрученные в дырявые ленты почерневшего металла, шлемы, ведра, миски – даже украшения тут смотрятся сурово. Блюдо из рога лося (V в. до н. э.) или бронзовый шлем (IV в. до н. э.) – все это выглядит так мощно, так просто и так величественно.
Нынешний «Железный век» представляет не любимую европейцами сказку о греческих истоках западной цивилизации, а куда менее комплиментарную, зато вполне реальную общность в контексте «варварства». Ведь относительно Рима и германцы и славяне - варвары. Варвары, которые доказывают (в первую очередь сами себе) свою самодостаточность, полноценность. Когда-то Александр Блок вдохновенно и исступленно называл себя скифом-азиатом «с раскосыми очами», но в Эрмитаже скифы реабилитированы - оказывается, и они и сарматы были не так уж далеки от европейцев. И тут Эрмитаж в купе с германским МИДом фактически предлагают нам новую геополитическую стратегию – ту самую Европу без границ, о которой так давно говорят в Евросоюзе, и которая так звонко провалилась в первый же ковидный год.