
Режиссёр Алексей Кыласов оказался совсем глубоко в культурном слепом пятне. Он снимал для «Нового Курса», но при этом его фильмы отсутствовали даже в программе фестиваля «Пермское игровое кино», из которой я вообще узнал о данном явлении.
Были все шансы на то, что все его фильмы были смыты водами Леты, но нам безумно повезло. Копия на вхс осталась у одного из актёров, который завёл себе канал на youtube и выложил весь фильм частями (свободный доступ населения к видео-хостингам это просто подарок для медиа-археолога, настоящие сокровища могут лежать на каналах с тремя подписчиками и пятью просмотрами).
Так вот, этот фильм поломал мне весь нарратив и подтвердил смутное подозрение о том, что пермская волна была только частным примером большого культурного процесса происходившего в уральском регионе. Этот фильм снят пермяком с пермскими актёрами и в уже узнаваемом пермском стиле, когда тяжелейшая и достойная Линча тема с убийством из милосердия детей заражённых СПИДом, суицидом, призраком и двойником решена в внезапно легковесном, даже мелодраматическом ключе. Но при этом фильм снят в Свердловске и с активным участием свердловской рок тусовки, включая даже Кормильцева. Судя по титрам тяжеловесный монолог в суде взят из его прозы (и наглядно показывает что хороший поэт не обязательно хороший прозаик). Главное культурное взаимодействие можно понять по названию фильма и для меня это ужасно, я от всего сердца ненавижу группу «Чайф». Но этот тот случай когда минус оказывается плюсом, сцена, где заполненный пенсионерами зал суда хором поёт про возбуждение Лозы при виде наготы, сходу вошла в мой топ самых безумных эпизодов из кино девяностых.
Очень надеюсь что где-то всплывут хотя-бы рабочие материалы к следующему фильму Кыласова, короткометражке «Джиги-Дзаги». Сейчас доступно только описание того как «Агата Кристи» работали над музыкой к нему, плюс тема на форуме из которой следует что конечный продукт никто так и не увидел.
Утро, прощай (1991)