Откуда берется расизм у российской интеллигенции
Почему реакционные и даже расистские утверждения так часто можно услышать от тех, кто называет себя в России либералами? В 2020 году они возмущались движением Black Lives Matter на «Эхе Москвы»
, «Радио Свобода» или Liberal,ru. В 2021 году литературный критик Галина Юзефович
борется с «сатанинскими сущностями» в виде феминисток или черных геев. Для западных наблюдателей это выглядит парадоксально, ведь в их представлении либералы являются носителями антидискриминационных идей.
В своем
эссе "Расизм как высшая стадия антикоммунизма" доцент Университета Нью-Йорка Росен Джагалов пытается объяснить этот феномен, обращаясь к прямым предшественникам отечественной либеральной интеллигенции – к антисоветским диссидентам – и «их дискурсивной борьбе против советской гегемонии». И открывает портал в ад.
Иосиф Бродский предлагал бомбить Вьетнам, потому что «вьетнамцы не люди»;
Новодворская радовалась тому, что белые поселенцы «хорошо поработали над индейцами» и теперь те боятся требовать независимости; диссидент Владимир Буковский боролся с культурным марксизмом и меньшинствами – «гомосексуалисты, темнокожие, сектанты», которые стремятся разрушить «буржуазное общество».
Почему борцы «за нашу и вашу свободу» симпатизировали таким антигуманным явлениям? Джагалов выделяет два механизма. Во-первых, автоматическое отрицание всех идей, принятых на вооружение советской системой, также включало отрицание антирасизма и интернационализма. Если СССР поддерживал борьбу черных американцев за свои права, то радикальные антисоветчики должны были быть против.
Во-вторых, считая себя «западниками», антисоветские интеллигенты воспроизводили старую и по сути расистскую цивилизационную иерархию, «на вершине которой находится «воображаемый Запад» — идеальное пространство, характеризующееся изобилием «Культуры, Демократии и Процветания», а у подножия его бывшие колонии на Юге и Востоке. В их глазах советская поддержка движений за независимость воспринималась не только как покушение на «вершину цивилизации», но и регрессивное движение к «отсталости» и «варварству».
Но главный парадокс заключается в том, что несмотря на распад СССР, в этой среде так и не произошла переоценка идей. Буковский продолжает святую войну с коммунизмом в рядах правоконсервативной антииммигрантской Партии независимости Великобритании (UKIP).
«...Русский антикоммунист примеряет на себя трагическую роль Кассандры, которая видела разрушенные коммунистическим проектом человеческие жизни и имущество, но чьи трагические предупреждения американскому обществу, не помнящему уроки истории, остаются неуслышанными... Он твердо намерен спасти западную цивилизацию от самой себя, от ее разрушительной толерантности и смешения, от ее случайных помрачений разума, таких как протесты BLM».
Эссе Джагалова было впервые опубликовано на английском в журнале Кембриджского университета
Slavic Review, но к счастью украинский ресурс «Спильне» сделал
перевод на русский. Рекомендуем его к прочтению.