"Андроповская драма" или перестроечное кино до перестройки.
Когда застой уже вроде бы закончился, а перестройка еще точно не началась, на советские экраны вышло несколько странных фильмов. По жанру они, как это часто принято у «проблемного» кино были драмами, оттуда и название этой статьи. Странными их сделала тематика, впервые на советском экране заговорили о том, что станет привычным в перестроечном кино, но еще без перестроечного треша
1.
Летаргия, 1983
Андрей Мягков, звезда «Иронии судьбы» сыграл тут «лишнего человека» в глубоком кризисе среднего возраста. Его «летаргия» – это состояние максимальной отчужденности, герой Мягкова закрыл глаза на все: любовь, работа, товарищество. И тут холеный и жестокий сотрудник НИИ, который давно привык не реагировать ни на какие раздражители, узнает, что у него есть совершеннолетняя дочь. У фильма очень мрачный финал для советского кино
2.
Кто стучится в дверь ко мне, 1982
Кухонная тусовка советских интеллигентов неожиданно прерывается нежданной гостьей: в дверь квартиры звонит молодая девушка, которая просит помочь, за ней гонятся хулиганы. Помимо редкой для советских фильмов темы молодежной преступности в фильме и скользкий морально-этический вопрос: с чего начинается измена? Что уже ей является, а что еще нет? Финал не такой жесткий, как в предыдущей картине, но тоже нехарактерный для фильмов начала восьмидесятых.
3.
Без свидетелей, 1983
Ну какой обзор советского кино без Никиты Михалкова? Редкий, если не единичный доперестроечный фильм, в котором проговорили личную ответственность поколения за сталинские репрессии. Пожилой функционер узнает от бывшей жены, что она снова выходит замуж. За человека, которому он когда-то создал крупные неприятности и смог удержать это втайне. Но если брак состоится, то тайна закончится. В фильме всего два персонажа, других героев нет. В конце бонусом – цитата из «Сияния» Кубрика.
4.
Оглянись, 1983
Фильм о паре: мать и сын-подросток. Умирает ее муж, отчим парня, и парень по-своему понимает ответственность, он начинает мстить за мать, причем самым неожиданным людям, включая своего биологического отца. Кульминация «Оглянись» - это месть психотерапевту матери, благодаря которому мы и узнаем, что и эта добрая женщина тоже совсем не идеальна. Это, вроде первое и последнее появление убедительно выглядящего психотерапевта во всем отечественном кинематографе. Кстати, играет его тоже Мягков