На выборах 1996 действующий президент Борис Ельцин, рейтинг которого опустился до ужасающих 6%, соперничал с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, которого тогда еще воспринимали всерьез. Ельцин не слишком рвался на выборы, но поддался уговорам приближенных олигархов во главе с Анатолием Чубайсом — и главной задачей штаба стала дискредитация коммунистов.
За пару месяцев до голосования избиратели обнаружили в своих почтовых ящиках газету — на хорошей бумаге, цветную — с текстами об ужасах, ожидающих Россию в случае победы Зюганова: пустые полки магазинов, фашизм, гражданская война, массовые репрессии. Номера выходили еженедельно, распространяли их тем же путем — в основном, в регионах, где Зюганов, в отличие от Москвы и Петербурга, пользовался популярностью.
В газете тиражом десять миллионов экземпляров, которая называлась, конечно, «Не дай бог!» были кроссворды, конкурсы, интервью — и никаких выходных данных. Распрощаться с анонимностью пришлось после постановления ЦИКа, обязавшего указывать выходные данные предвыборной агитации. Оказалось, газету издают идеологи предвыборного штаба Путина — Анатолий Чубайс, Борис Березовский и Владимир Гусинский, позже стало известно, что финансирует «Не дай бог!» связанный с Чубайсом Фонд частной собственности.
Тексты писали журналисты «Коммерсанта» Валерий Панюшкин, Сергей Мостовщиков и Андрей Колесников, редактировал главный редакторов журнала «Коммерсантъ Weekly» Андрей Васильев. Предвыборную программу Ельцина газета игнорировала — ее целью был Зюганов, которого сравнивали с Гитлером и делали героем издевательских коллажей.
В тексте «Письмо из будущего» появилась страна Зюгославия, в которой царствует зюгономика, хозяин ездит на зюговозе, его помощники на «Зюгулях», а бандиты, нанятые им, ходят с зюгомётами. «По радио каждый день говорят: заходите, граждане зюгане, в любой магазюк, покупайте все, что душе зюгодно! Мы и заходим: колбаса по два двадцать, конина по два сорок, а больше-то ничего и нет».
Андрей Васильев заставлял журналистов «писать по-советски», а броские заголовки часто придумывал сам (например, «Иваново: Нам шьют коммунизм»). По словам Васильева, журналисты понимали, что занимаются пропагандой — но очень не хотели победы коммунистов и «работали от души». Панюшкин, впрочем, признавался, что он «отравлен навсегда» и его текстам теперь можно не верить.
Ельцин с трудом, но выиграл выборы. Сотрудники штаба, авторы газеты, политологи считают, что «Не дай бог!» сильно повлиял на исход голосования. Это подтверждает и подготовленное в 2016 году при поддержке института Кеннана исследование выборов 1996 года.
Накануне выборов 2012 бывший директор медиагруппы Михаила Прохорова Юрий Кацман и бывший главред «Известий» Владимир Мамонтов объявили о создании газеты с тем же названием — правда, при этом отрицали связь газеты с выборами и конкретным кандидатом. С первых выпусков стало ясно, какого кандидата поддерживает новый «Не дай бог!» — на страницах газеты критиковали митинги оппозиции и «оранжевую угрозу».
Журналисты, делавшие первую газету, разошлись: Васильев с 2006 года входит в Совет директоров «Коммерсанта», Панюшкин занимается изданием «Такие дела», Колесников, который так и остался спецкором «Коммерсанта», стал главным биографом Владимира Путина. В 1999 акции «Коммерсанта» купил Березовский, в 2006, после отъезда Березовского из России, издательский дом выкупил Алишер Усманов.
Журналист Андрей Васильев — о «Недайбогвыборах»Олег Кашин: Ельцин — Зюганов. Десять лет спустяПеред выборами опять запускают газету «Не дай Бог!»Предотвратить «русский бунт»