Дочитал
эту книгу. Обратил внимание, насколько был важен Стамбул для паломников - пожалуй, после Хиджаза, это было их второй целью - увидеть "имперские" мечети, медресе и так далее. Российское правительство же прилагало большие усилия, чтобы выстроить свой маршрут из черноморских портов в Джидду, минуя Стамбул - у этого были разные причины.
Отчасти это делалось из соображений внутренней политики - у властей были опасения что в Стамбуле мусульмане из РИ "радикаллизируются" под влиянием османских единоверцев. Но были и объективные причины - задерживаясь в столице султана, паломники часто становились жертвами обмана бесчестных дельцов, наживающихся на путниках, а если они следовали оттуда старыми караванными маршрутами через Дамаск - Порта уже не была в состоянии обеспечить их безопасность. В общем, русские стремились выстроить такую систему чтобы паломники из Поволожья, Средней Азии, Персии, Китая, Афганистана, а также с Северного и Южного Кавказа добирались железными дорогами до российских портов, а оттуда морем к местам паломничества и обратно.
В рекламе услуг пассажирского флота, осуществлявшего перевозки, Стамбул значился как одна из остановок на пути в Аравию, но на деле суда часто не заходили в город, двигаясь дальше. Это вызывало негодование со стороны хаджиев. Был эпизод, когда группа кашгарцев из Китая написала жалобу османскому правительству, что несмотря на то что они выбрали черноморский маршрут именно для того чтобы по пути посетить Стамбул ради "умножения верности и преданности Халифату", российские капитаны направили суда сразу в Джидду.
Интересный момент - бывший консул в Джидде, Никольский писал что поддерживаемый правительством маршрут (железными дорогами через Россию к Черному Морю и далее на суднах) развивает у мусульман дурное впечатление о России- они не видят российских "великих городов", а наблюдают только невзрачные железнодородные станции, где сталкиваются с ворами и бандитами. По его мнению, тяжелое и полное притеснений путешествие паломников через Россию лишь усиливает у них хорошее впечатление от Константинополя (если они все таки туда попадут).
Опять тема Стамбула, как сказочного города в массовом сознании мусульман Кавказа всплывает. Какого это было - люди в жизни не видевшие ничего кроме гор, из мест где верхом урбанизации был какой нибудь Пятигорск, подплывали к берегу и видели громады Голубой Мечети, Сулеймании и других.
Мне кажется что такое потрясение невозможно было дальше вытравить ничем. Ни болезнями, ни голодом, ни кидаловом. И возвращаясь на родину, они не могли не рассказывать о пережитом. У нас дома с советских времен было, выполненое на эмали, изображения Айя Софии - голубое небо, величественные стены, и купола. Висело оно на той же стене где располагался фотопортрет, увешаного оружием, прадеда со стороны матери, обладателя огромных усов. А еще там висела картина где была изображена их родовая башня, якобы стоявшая на границе с Грузией (сейчас там ничего нет). Видали какой культурный код выстраивается - дед, башня и Айя София.