ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ УЕЗЖАТЬ, И ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Вот любопытный сюжет из новостей про людей из посёлка, пытающихся сохранять что осталось или возрождать.
https://www.youtube.com/watch?v=A8zKGEsBbgIКонечно же, скептики скажут, что это всё зря, но кто не хочет ничего видеть, того не убедишь. А между прочим в сюжете показывается много важных деталей. Персонажи сюжета не готовы уехать — здесь их жизнь имеет какой-то смысл, и здесь у них какой-никакой социальный капитал — близкие друзья (у которых можно занять если что), знакомые, родственники.
Кроме того, вот мы читали статью и представляли полную разруху, ленивых алкоголиков. А меж тем, в посёлке работает дом творчества, и фарфоровое ремесло не пропало. Более того, даже дети ему учатся. Вы это могли представить? Кстати, сам дом творчества тоже завёл канал на Ютубе.
За фарфором приезжают люди из других мест, и эта женщина даже решилась оставить ради ремесла работу в ДТ, то есть, уверена в заработке.
В общем, никакой "агонии" тут не видно и близко. Очаги культуры живы, есть какое-то сообщество неравнодушных.
Склоняюсь, что нужны семинары по схеме Глазычева. В двух словах, в них люди в командах формулируют проблемы — в чём именно проблема, у кого она, и что они лично могут сделать для решения, исходя из своих возможностей. Высокий уровень образования и самооценка тут бывают и помехой — такие люди начинают воспроизводить нарративы "перспективного видения", "глобальных вызовов" и т.п.. Разве что вместо методологов (которые склонны уходить в фантазии), я прислал бы побольше социологов, видевших другие депрессивные моногорода.
Далее — про планирование улиц.