Экономика vs градостроительные стандарты.
На днях city monitor выпустил
статью о том, что в Милане в широко обсуждаемую сегодня концепцию 15-минутного города предлагают включить книжные магазины. Для тех, кто не в курсе поясню: идея 15- минутного города заключается в том, что на расстоянии 15-минут от дома - пешком, на велосипеде или общественном транспорте - у человека есть большое разнообразие услуг и инфраструктура для прогулок , например парки или пешеходные зоны. Причем единого стандарта, какие именно это услуги, нет: обычно речь идет о супермаркетах , кафе или баре и о чем-то культурно-развлекательном, например кино.
Так вот, итальянцы решили включить обязательным элементом книжные магазины. Они объясняют это тем, что так люди начнут больше читать, а небольшие книжные лавки смогут конкурировать с онлайн-продажей книг. Кроме того, авторы идеи уверены, что книжные - смогу стать локальными культурными центрами.
Идея красивая, но на мой взгляд экономически очень сомнительная. Ведь чем дальше от центра находится магазин, тем меньше поток клиентов ( если только это не тц), а значит меньше выручка. Это объясняется тремя причинами:
1. В центре выше уровень пешеходности, то есть инфраструктура устроена так, что у людей больше повода гулять в центре, чем на окраинах города. А для книжных это принципиально : только передвигаясь пешком мы заходим посмотреть литературу - если что-то нужно специально, скорее всего воспользуемся онлайн-доставкой
2. Если даже представить, что город населен равномерно, то все равно с приближением к его границам, территория, которая попадает на пересечение круга радиусом 15 минут и площади города будет уменьшаться, и чем меньше город, тем это заметнее. Если не верите, нарисуйте два круга внутри другого и увидите, что всегда остается маленький кусочек, не покрытой территории, ради которого придется рисовать еще один круг
3. Учитывая, что в Европе книги - удовольствие дорогое, то аудитория должна обладать еще определенными финансовыми возможностями, не говоря уже об определенном уровне образования. Но даже если отбросить второе, первый фактор указывает на то, что в центре размер целевой аудитории больше, так как в общем случае, чем ближе к центру, тем выше стоимость аренды, а значит богаче население. Не факт, что жители окраин готовы регулярно тратить деньги на книги.
Помимо этого сомнительна гипотеза, что рост предложения позволит вырастить спрос на чтение.
На мой взгляд с этой точки зрения и с точки зрения формирования культурных локальных центров правильнее развивать библиотеки: у них не стоит задача получить прибыль, а значит они меньше зависят от пешеходного потока и потом у них больше площади, чем у книжных лавок, что подходит для проведения мероприятий, необходимых для массового привлечения людей.
P.S. Сейчас читаю читаю книгу Order without design.How markets shape city ( кстати бумажную, но с Амазона) французского градопланировщика Алана Берто - очень рекомендую. Она очень доступно объясняет, как работает или не работает экономика города.