Давно не писал о прочитанном. Ричард Сеннет. Плоть и камень. тело и город в западной цивилизации. М.: Стрелка пресс, 2016.
1. Книга не новинка, по-английски она и вовсе вышла в 1994 году, но такие книги не устаревают. Я на нее наткнулся, когда встретил у уважаемого социолога характеристику Сеннета как одного из лучших современных философов - и оказалось, что он у нас уже издан.
2. В основе идеи исследования - попытка проанализировать крупные мировые города с точки зрения того, как они передавали представление человека о своем теле. На самом деле трудно переоценить значимость этого ракурса, потому что, как бы мы ни воспринимали чужую культуру, архитектуры, мы пытаемся понять в ней именно понимание человека, но делаем это самостоятельно, на пальцах. А здесь исследование на 500 страниц.
3. Афины, Рим, Венеция, Париж, Лондон, Нью-Йорк разбираются с точки зрения функционирования ключевых пространств - как эти пространства представляют человека в мире. Знакомый культурный материал предстает в совершенно неожиданном ракурсе. При этом Сеннет воспроизводит драматургию понимания человека. Так, Афины времен Перикла он показывает как пространство, которое дало необыкновенную власть публичному ритору, отсюда конструкция греческого амфитеатра, но при этом это общество пало по той же причине - в результате главная власть оказалась у демагогов.
4. Как архитектура помогала формировать иерархичное мышление римлян, как венецианское гетто впервые воплотило инстинкт отгородиться от непонятного другого, как парижские площади воплощали идеалы революции, как лондонская система транспорта воплощала только появившееся представление о круговороте крови в организме. Фантастически интересная книга, в котором меньше всего того, что мы понимаем под философией. Все 100% работа с реальным культурным материалом.
5. Как же не навязчиво собственное понимание проблемы Сеннетом. Для меня это очень ценно. Приведу только одну восхитительную цитату: "В гуще гражданских неурядиц мультикультурного города кроется этическая проблема: как вызвать симпатию к Другим?...Мы ни за что не прочувствуем отличности других до тех пор, пока не признаем собственной телесной недостаточности. Сострадание между горожанами возникает из такого физического осознания своей ущербности, а не из гражданских принципов или волевого решения творить добро".