DL
(иллюстрации - выше)
На сайте бюро статистики Германии можно увидеть интересную карту миграции населения. На ней видно, что в восточных землях та же ситуация, что в России - бегство из периферии и концентрация в крупных городах. В западных землях периферия сохраняет население. Причины - в транспортной инфраструктуре.
Попробуйте построить маршруты в картах Гугла на общественном транспорте из крупных городов до маленьких. В западных землях на расстояние 40 км можно уехать за час, причём не по дороге, а отдвери до двери. В восточных такая же поездка займёт часа полтора. В России - два, за исключением окраин Москвы.
Запад:
Дортмунд: https://goo.gl/maps/NQhgoMdSAyd9iUdV9
Дюссельдорф: https://goo.gl/maps/eKtTsfdeGAjwNMef6
Восток:
Берлин: https://goo.gl/maps/VhAwLq5jAnVNZJM39
Лейпциг: https://goo.gl/maps/act64ky2wNBE3mDR6 (под Лейпцигом есть "карманы", куда на ОТ Гугл вообще не строит маршрутов)
Конечно, надо строить изохроны для корректного сравнения, но судя по случайным маршрутам, в восточных землях в среднем ездить дольше.
Многие фирмы в Германии предпочитают размещаться в небольших городах, работая на крупный бизнес или ритейл крупных городов. Производство дёшево, а руководители и продажники ездят в крупные города на деловые встречи.
Если крупный город находится в 200 км, то в Германии поездка туда-обратно займёт 5-6 часов (2,5-3 в одну сторону). Из рабочего дня остаётся ещё 3-4 часа на встречи и переговоры. В России на такие расстояния на поездах или автобусах ехать - часов 5-6, то есть туда-обратно 10-12. В один рабочий день такую поездку не уместить, придётся где-то ночевать, то есть, логистика уже сложнее. На автомобиле надо 8 часов туда-обратно, что в рабочий день едва ли влезет, плюс остаётся выбор - или предпринимателю ехать самому и уставать, или заказывать такси, что недёшево если ездить много.
Вы скажете, что в России большие расстояния, но посчитайте их внимательно. Соседние с Москвой областные центры находятся в 200 км, что чуть больше расстояния от Кёльна до Франкфурта, при этом между этими немецкими городами можно проехать за час на поезде ICE. От Владимира до Москвы или Нижнего - примерно по 200 км - как от Ганновера до Берлина или Кёльна, но опять же от Владимира до соседей ехать примерно 2,5-3 часа, а от Ганновера - всего 2.
В Поволжье от Казани до Самары несклько крупных городов, между которыми по 150 км, но ехать там бог знает сколько. Плотность населения такой же как в Польше или Восточной Германии, но немцы и поляки строят экспресс-поезда, чтобы связать города, а в России говорят: "у нас это не приживётся, нет пассажиров".
Ответ на это у меня такой: скоростные поезда на большие расстояния нужны не для поездок на работу (хотя скоростные электрички тоже полезны), а для деловых туда-обратно в течение дня, и пока что между многими городами такой возможности нет вообще. Скоростные поезда дадут такую возможность и создадут собственный пассажиропоток.