Алюля Панкхарст в
своём ФБ рассказал историю о том, как в 1918 г. в Эфиопии свирепствовала испанка. Самое любопытное, что этот мрачный эпизод дал импульс к возникновению традиции, которая соблюдается в стране до сих пор: каждый год 21-го ноября в день архангела Михаила рано утром до восхода солнца над городом поднимается смог от множества костров, в которых люди сжигают мусор. И уже не все помнят, что первоначально эта чистка была связана со свирепой эпидемией.
В Эфиопии было две вспышки испанки: небольшая в апреле 1918 (тогда болезнь даже не распознали) и большая с августа по ноябрь. Считается, что только Аддис-Абеба потеряла от испанки от шести до десяти тысяч жителей (примерно пятая часть населения), умерших не успевали хоронить, город опустел, цены на продовольствие взлетели, так как крестьяне боялись приходить в город. Сам Хайле Селассие (тогда ещё регент при императрице Заудиту) и его жена были серьёзно болны. Он делал множество пожертвований в церкви, а по городу ходили слухи о его смерти, вынудившие регента сделать публичное выступление. Двое его докторов-иностранцев умерли от испанки.
Лечились эвкалиптом, чесноком и крепким алкоголем. Также в одну из ноябрьских ночей была устроена пальба в воздух, чтобы отпугнуть злых духов. К концу месяца масштаб бедствия резко снизился, что многие приняли за покровительство Божьей Матери.
Сжигание мусора было предписано официальным указом как санитарная мера во время, когда болезнь была на пике. Но вот уже больше века эта традиция сохраняется в тени празднования дня архангела Михала. Алюля приводит эту историю к тому, что недавний
крестный ход против вируса надо понимать в его историческом контексте. Во многих религиях дыму приписывают роль посредника между видимым и невидимым мирами. Любопытно, что вирус здесь оказывается близок к потустороннему, но на самом деле уже в начале 20 века считалось, что дымом можно "очистить" воздух. Я подозреваю, что ребята в видео из моего предыдущего поста тоже мыслят скорее "рационально".
Кстати, Алюля Панкхарст — это представитель известной династии эфиопистов. Его бабушка Сильвия (1882-1960) увлеклась Эфиопией, протестуя против захвата страны фашисткой Италией в 1935 г. Позже она собирала деньги на строительство первой клиники, а также много писала про эфиопскую живопись и культуру. В 1956 она по приглашению Хайле Селассие переехала в Эфиопию вместе сыном Ричардом. Ричард (1927-2017) написал множество работ об экономике и истории Эфиопии. Иногда кажется, что он успел написать обо всём. Даже исходный пост Алюли — это пересказ одной из статей его отца.
Фото
с сайта BBC