На сайте городской администрации Красноярска сейчас идёт опрос о том, как назвать левобережную набережную и правобережную. Оставим за скобками вопрос того, насколько осмысленнен опрос на сайте администрации является хорошим инструментом, потому как очевидно, что не является. Поговорим лучше о названиях вообще.
У нас довольно сложная советская традиция названий, по сути дела существововал некий универсальный пантеон персон, событий и тем, в честь которых назывались объекты во всех городах. Ленин, строители, промышленность, Мир (как антитеза Войны), 1905 год, Чернышевский. В некоторых городах возникали объекты в честь местных пенатов революции, например, в честь Вейнбаума в Красноярске, иногда локальные герои становились межгородскими, вроде 26 бакинских комиссаров.
В общем, советские города всеми своими названиями сообщали, что причастны к делу строительства коммунизма, увлечены индустриализацией, являются энтузиастыми и чтут Заветы Ильича. Сейчас это кажется слегка забавным, но на момент воплощения этой идеи в жизнь у неё было свое мистическое большевистское оправдания - о новом наступившем будущем нужно говорить новым языком, чтобы забыть то прошлое, с которым боролась революция.
Сейчас бы это назвали брендингом территории. Когда у нас есть идеологический пантеон, нам понятно как действовать. А как быть в ситуации, когда этого пантеона у нас по сути дела нет? Я бы предложил несколько методологических инструментов работы с названиями:
1. Работа с историческими датами и персонами должна быть крайне осторожной. История большинства городов на восток от Москвы это как правило история последовательных колонизаций, геноцидов и прочей междуусобицы.
2. Работа с похожими названиями должна быть крайне осторожной. Я живу на улице Дубенского, однако эта улица находится через реку Качу от левобережной набережной Енисея, которую предлагают назвать Дубенской. При этом памятник Дубенскому еще дальше высоко в гору. Такой путаницы топонимов следует избегать.
3. Нужно быть внимательным к народным (вернакулярным) названиям, чтобы их найти нужно проводить исследования. В конце концов, ничего плохого в том, чтобы иметь Правобережную и Левобережную набережную в городе нет. Кроме, пожалуй того, что такой нейминг закрепляет различия между Правым и Левым берегами.
4. Есть набор условно исторических названий, которые идут по прямой ассоциации с городом. Астафьев, Сибирь, Ярыгин, Стобовая дорога - звучит вроде неплохо и главное никакого геноцида. Впрочем, логичнее было бы называть что-то в честь Астафьева и Ярыгина ближе к астафьевским или ярыгинским местам.
5. В конце концов, есть набор условно приятных слов, которые ничего не значят для локального контекста, но просто радуют - что угодно, названное в честь Солнца, Радости, Снега. К такому можно прибегнуть, если по четырем предыдущим пунктами наметился очередной геноцид с колонизацией.
НО, есть наконец самый важный момент - если подходить к вопросу серьезно, то городской нейминг не может существовать в отрыве от стратегии городского маркетинга. Вернее может, и как видим, существует. Но, к сожалению, не позволяет нам ничего сказать названием. Превратить название в один из инструментов развития территории. Хотя казалось бы, любое именование - это огромная, в том числе брократическая работа, почему бы не попробовать сделать её серьезно?
#красноярскгородинноваций #городскиестратегии #городскоймаркетинг #развитиетерриторий
http://www.admkrsk.ru/press/surveys/Pages/poll-item.aspx?pollid=27