Сегодня насыщенный и не (очень) форматный текст для телеграмма. Потерпите, пожалуйста, это должно быть интересно. Одна из главных святынь Польши икона Божьей Матери Ченстоховской (я писала о ней 5.02.2020). Согласно преданию, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. История иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, после завоевания Польшей Галицко-Волынского княжества, князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный католический монастырь. В начале XV века монастырь подвергся нападению гуситов (протестантов), икона была спасена, но, по одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. С 1656 года Божия Матерь Ченстоховска считается королевой и покровительницей Польши. В XVIII веке много поляков эмигрировало в Италию и Францию, в 1796 году польский генерал Ян Домбровский предложил французскому правительству сформировать особый корпус из поляков. В 1791-1803 года происходит Гаитянское восстание – единственное в истории успешное восстание рабов, произошедшее во французской колонии Сан-Доминго, в результате которого колония получила независимость. Часть корпуса поляков – две полубригады были отправлены на остров и использованы для подавления восстания; полубригады потеряли в боях и от болезней 2/3 состава, те, кто выжили, остаись жить на острове, из потомки до сих пор живут в районе Казале. Приехали поляки, как вы понимаете, с образом иконы Божьей Матери Ченстоховской. На Гаити в то время формируется религия вуду – результат синтеза верований народа фон и эве и элементов католицизма. Говорить о вуду можно очень долго, отметим только, что существует Бонди (от фр. bon Dieu, «добрый Бог») – высшее божество религии, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским образом Богом и лоа — невидимые духи, осуществляющие посредничество между Богом и человеком, очень похожие на христианских святых. Каждый лоа имеет свой сферу деятельности и атрибуты, знак, имя и предназначение, при этом они наделены неограниченными силами и возможностями. Наверное, самый известный лоа это Папа Легба. Главное женское божество – это Эрзули (Erzulie) — лоа любви и красоты. У нее есть две проявления ‒ Эрзули Фреда, богатая белая женщина, богиня любви, и Эрзули Дантор – черная женщина, бисексуалка, заботливая мать, покровительница материнства, одиноких матерей, независимых предпринимательниц, незамужних матерей, тех, кто подвергается насилию в семье, лесбиянок. О ней часто говорят, как о лоа любви, романтики, искусства, ревности, страсти и секса. В жертву ей приносят ножи, ром и сигары, атрибутом Эрзули Дантор является черная свинья, знаком – сердце, а вот иконографическое ее изображение – это влияние образа иконы Божьей Матери Ченстоховской. По приданию у нее иссечены шрамами не только лицо, но и спина от ударами плетью. В более традиционных изображениях она держит на руках не младенца Иисуса, а свою дочь Анаис. Ее корона означает, что Эрзули Дантор - королева мертвых или предков. На польском изображении Божьей Матери Ченстоховской мы видим семь драгоценностей в ее короне. Точно так же характерное число Дантор - семь, так как известно, что у нее семь детей и она перенесла семь ударов ножом. Есть даже песня, увековечивающая это, называемая «Семь Уколов». Католическая церковь в Гаити идентифицирует эти изображения не как Эрзули Дантор, а как «Святая Варвара Африканская». Это прекрасный пример религиозного синкретизма от королевы Польши до покровительницы ЛГБТ. На первом фото - икона Божьей Матери Ченстоховской, на других Эрзули Дантор #католицизм #вуду