11.02.20 20:00 Марина Симакова.
Постсоветское состояние. Занятие #1. Первый всадник апокалипсиса — Пустошь (Чума)
После окончания холодной войны мир вступил в эпоху трансформаций, сулящих изобретение новых форм сосуществования. Однако ни изменения политической конъюнктуры, ни экономические сдвиги, ни технологические прорывы этому не способствовали. Отброшенное прошлое стало универсальным референтом и пространством идейной — и идеологической — борьбы. Сегодня история все больше инструментализируется, выступая то резервуаром вдохновляющих достижений, то поставщиком устрашающих образов. Одним из симптомов этой ситуации оказывается “lust for ruins” — фетишизация пустых, заброшенных пространств и бесхозных объектов (от образцов модернистской архитектуры, раскиданных по территории бывшего восточного блока до закрытых домов культуры). В рамках занятия мы обсудим ряд вопросов. Что такое заброшенность как экзистенциальная проблема? Как проблематика пустоты пространства и заброшенности человека возвращается в современном разговоре об уязвимости (прекарности, пассивности) действующего? Почему пустое пространство и заброшенный объект одновременно пугают и дает надежду? Мы также поговорим о том, каковы причины «остальгиии» глобального запада и о сопутствующей ей коммодификации социалистической эстетики.
В рамках курса Марины Симаковой Постсоветское состояние: время реакции в пространстве призраков для ШВИЧД.
Современность оказалась охвачена тоской по величию, ностальгией и меланхолией, парализующими футуристическое воображение и социальный эксперимент. Фетишизация руин, или “ruin-porn”, сообщающая культуре реактивный или даже реакционный характер, во многом определяет постсоветское состояние. В ходе курса мы изучим комплекс явлений, составляющих специфику этой ситуации; наметим критические и позитивные стратегии ее осмысления. Курс состоит из четырех занятий, тематизирующих постсоветское состояние с помощью апокалиптических фигур (время, рынок, война и пустошь).
Марина Симакова — теоретик культуры, исследователь общественной и политической мысли.