Небольшой экскурс в массовую культуру РФ.
С 2003 по 2005 год по телеканалу ТНТ показывали комедийный сериал "Саша+Маша". В роли Саши там Георгий Дронов, который сегодня большинству известен как Костя из комедийного сериала "Воронины", который начался в 2009 году и идёт, если я не ошибаюсь, до сих пор. Оба сериала являются аналогами западных.
Перед нами два сериала про семью с одним и тем же актёром. Оба очень популярны в своё время: первый был очень популярен и на новогодние праздники его могли крутить сутками, второй же постоянно крутят сегодня. Однако между ними лежит какая-то невообразимо большая культурная пропасть, о причинах которой я говорить не буду. Я избавлю вас от просмотра российских комедийных сериалов (хотя одну серию всё-таки для интересующихся прикреплю) и расскажу в чём тут печка.
Первый сериал я смотрел ещё шкетом и он мне очень нравился. Сериал родом из богатых и славных нулевых, когда ВВП рос на 6-7% в год, страну заваливали нефтедоллары, а зарплаты росли как на дрожжах. Российский рынок был перспективен, новые товары, иностранные компании и самая лучшая по качеству жизнь за всю историю нашей страны. Так вот сериал повествует о типичной паре, представляющей европейский средний класс. Они культурно путешествуют по миру, часто выбираются в рестораны, у них прогрессивные либеральные взгляды. Саша очень рационален и у него IT-бизнес. Маша довольно инфантильна, ранима, раскрепощена в сексуальном плане и даже идёт получать второе высшее в области сексологии. Им уже за 30, но у них до сих пор нет детей (под конец сериала они таки у них появятся). Они частенько рефлексируют. Они свободны от влияния родителей, а Саша так и вообще перерос своего отца. Ещё они ходят к семейному психологу, которого играет некогда более известный доктор Курпатов. Их друзья точно так же раскрепощены и тоже не имеют детей. В сериале часто вне стёбного контекста спокойно поднимаются темы гомосекусальности, секса втроём, свингеров, свободных отношений, БДСМ и так далее. Сразу хочу сказать, что я не апологет ЛГБТ, чайлд фри и прочего левачества, как, кстати, и главыне герои. Я просто перечисляю некоторые интересные культурные особенности вселенной сериала. Сами главные герои умеренны и вообще в их союзе существует довольно выраженный патриархат. Ещё приятной особенностью сериала является то, что главные актёры играют просто потрясно. Иногда не думаешь, что смотришь сериал.
"Ворониных" же я смотрел не очень много, но там было что-то совсем всё плохо. Какая-то недонуклеарная семья. Две квартиры, соединённые одним балконом: одна для молодых, вторая для родителей. Костя - инфантил, идиот, тряпка и каблук с эдиповым комплексом, над которым совершенно справедливо доминируют его жена и мама. Жена - глупа и раздражительна из-за постоянной запертости в четырёх стенках с детьми. Брат Кости - закомплексованный сороклетний мент-девственник, живущий с родителями. Родители состоят из совкового хамоватого люмпен-пролетария, который всю жизнь клал болт на семью, породив у сыновей кучу комплексов, и наглой и назойливой кухарки, которая любит почему-то только одного из сыновей и постоянно лезет в его жизнь. Что интересно, тупой и абсолютно не рефлексирующий ни над чем Костя принадлежит по сценарию к интеллигенции и является человеком пишущим (журналист). Во всех просмотренных мною сериях, все эти люди творили какую-то невероятную, невообразимую гадость и каждый раз сценаристы подытоживали всё кратким тезисом типа: "Зато они вместе и любят друг друга!". Я не понимаю, как нужно быть воспитанным и к какой культуре принадлежать, чтобы это нравилось. И важно не то, что этот сериал такой отвратительный. А то, насколько он трендовый и какой диаметрально противоположный первому образ семьи показывается сегодня по нашему тв.
Кстати, из этих двух представленных миров я, как апологет потребления, запада, капитализма и прочих матерных слов, конечно, предпочту первый. Но выбирать из двух стульев я никого не призываю. Просто излагаю интересные на мой взгляд факты. Хотя, конечно, со мной можно не согласиться и интерпретировать их как-то иначе.