Снова Каховка, "Тачанка" и декоммунизация.
Украинская и российская модели "декоммунизации" существенно отличаются, при этом обе, по моей оценке, неудачные. Не потому что против коммунистического прошлого, а в том, как они устроены. Сначала, конечно, украинская.
Одна из больших претензий, которую часто высказывают, в том, что "осуждение тоталитарного режима", который не считался с гражданами и навязывал им что-то такое, проводится методами, которые точно так же не считаются и навязывают. История с переименованием Кировограда (Кропивницкий) или Комсомольска (Горишние Плавни) - наглядные примеры. Здесь, кажется, все понятно, но интереснее даже не методы, а внутренняя логика, заявленная в законе.
Логика закона "
Об осуждении тоталитарных режимов" предполагает вообще-то парадоксальную конструкцию, в которой (1) коммунистический режим был полностью преступным, но при этом (2) развивал украинскую науку и культуру, а также сопротивлялся нацистским оккупантам. Как режим мог быть полностью плохим, но в чем-то важном хорошим, заслуживающим одобрения, - закон не объясняет и не должен объяснять, поскольку он закон, а не ученый трактат. Хуже другое: нет нормальных внятных критериев, по которым можно было бы "взвесить", что важнее, участие в коммунистическом режиме или заслуги перед наукой, культурой и военным делом, - в тех многочисленных случаях, когда есть и то, и другое. Почему Жуков это "коммунистический режим", а Ватутин "война с нацизмом", почему Гагарин это "наука и культура", а Терешкова это "коммунистический режим" - логика совершенно не очевидна. Решается в итоге мелкими чиновниками, которые сидят на списках, причем, кажется, произвольно, под настроение.
Та же самая тачанка - кто скажет, что она не вклад в украинскую культуру. Такой же символ Украины, как вышиванка и борщ. Кто это учитывал, кто оценивал - никто, никак. Просто какой-то из клерков сел и решил.