Тачанка - тоталитарный символ?
История последней недели: городской голова Каховки Андрей Дяченко публикует письмое Института демонтировать с требованием демонтировать памятник "Легендарная тачанка". Дяченко собирается защищать памятник, который для него "символ города", и собирает сессию городского совета.
https://www.facebook.com/Andrej.Diachenko/posts/2901010346615691Маленькая (пока) , но сложная история, в которой сразу несколько линий. По-перше, скоро выяснится, что горожанам "не все равно", по-друге, разобраться, что там в Институте нацпамяти. И то, и другое оставлю на потом.
Сейчас более общее: логика "декоммунизации". Тачанка - как раз подходящий случай. Есть закон об осуждении тоталитарных режимов и запрет их символики. Теперь немного теории.
Тоталитарный режим это, в двух словах, особенно сильный контроль государства за жизнью людей. Техники контроля и принуждения есть в любом государстве, но когда это воздействие особенно интенсивное, получаем тоталитарный режим. (Допустим, что так, иначе обсуждать нечего).
Существуют, соответственно, технологии, которые помогают тоталитарному контролю, и есть технологии, которые его сдерживать. Государственное радио помогает, интернет сдерживает. Строевой марш хорошо сочетается, а тактика рассыпного боя и партизанские группы - ровно наоборот.
Тачанка в такой логике - совсем не тоталитарный вид техники, ровно наоборот. Оружие малых маневренный групп, инструмент сопротивления "снизу", фишка анархистов-махновцев. Они вообще не представляют, что такое тачанка?
На этом, конечно, разговор не закончен, есть понятный довод против памятника: "вот же параграф закона, надо выполнять". Об этом - в следующих выпусках.