Как Россия превращается в Московию и надо ли что-то с этим делать
Города-гиганты становятся местом концентрации капитала, технологий, талантливых людей, плотных социальных связей, а эта гремучая смесь обеспечивает бурное экономическое развитие. Набрав силу, супергорода начнут диктовать свою волю правительствам, а это означает крах системы национальных государств, их место займет цивилизация гигаполисов.
К чему готовиться жителям мегаполисов? Об этом мы поговорили с доцентом факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики ВШЭ архитектором Виталием Стадниковым.
- Насколько реальна перспектива появления наднациональных супергородов?
- Скорее всего так и произойдет, но не везде, а там, где государственная система достаточно либерально будет к этому относиться. С этой точки зрения Китай не очень показательный пример.
- Но там же идет бурный рост городов…
- Рост есть, но центральная власть не собирается делиться полномочиями. Наши северные добывающие поселения «Лукойла» или «Газпрома» являются прообразом такой системы. Для экономики и рынка труда такие города благо, для создания городского пространства - зло.
- В России наступит такой момент, когда половина страны будет жить в Москве?
- Та ситуация, когда в стране с одной стороны есть Москва, а с другой - все остальное, это результат сверхцентрализации. Она основывается на особой бюджетной системе, когда сбор всех средств идет с низов в Москву. Все эти 20 лет в стране шло ослабление муниципалитетов. Любой, даже самый успешный регион на 60-80% зависит от субсидий. Эта система распределения средств противоестественна, слишком политизирована и мешает развитию России, если мы ее видим, как единую страну.
- Если модель власти в России изменится, что ждет Москву?
- Был такой момент в 1991-93 году, когда Москва потеряла возможность пропускать через себя централизованные ресурсные потоки и фактически перестала быть столицей. Когда это произошло, москвичи узнали, что это такое: считать каждую копейку и стоять в очередях за продуктами.В случае децентрализации Москву, как город-посредник, который по большому счету ничего не производит, ждет фиаско.