Закончила смотреть новую работу Райана Мёрфи «Сестра Рэтчед».
Я очень люблю этого режиссера. Можно сколько угодно говорить о том, что сценарий скучный, что в какой-то момент все становится «не так интересно», что, условно говоря, на 5 или 6 серии ты уже понимаешь, чем всё закончится, а сюжет развивается очень медленно... Но я сделала для себя один-единственный вывод. Если сцены движения в кино — это «нечто растянутое», с оммажем в сторону американского кино 60-70-х годов, то я к этому готова при условии, что всё будет вот такой, как у Мёрфи, невероятной красоты.
В этой ленте — вся его любимая стилистика: анилиновые краски, врачи, которые одеты в униформу цвета Тиффани, символика цвета (когда Рэтчед сходит с ума, морской цвет превращается в изумрудную зелень, и это просто невероятное зрелище; когда она приезжает в больницу к одному из священников, выживших после расправы, то изумрудный цвет шляпки, костюма, покрывала и зелени просто разрывает мозг зрителя). Ты смотришь на то, что сделал Мёрфи, как журнал Vogue в лучшие годы. Просто невозможно оторваться, это настоящее цветовое НЛП.
По поводу идеи. Кен Кизи написал гениальное произведение «Пролетая над гнездом кукушки», и сестра Рэтчед там понятный персонаж: олицетворение тоталитаризма и всего того, что сегодня проклинается, на что подают в суд, того, что является сейчас чучелом и пугалом для всего мира. Там в характере человека — желание доминировать, властвовать, унижать и т.д. У Кена Кизи сестра Рэтчед — «человек без лица». А Мёрфи сделал ее живым персонажем со своей трагедией и историей. С раскрытием причины того, почему она стала сестрой, и с ее желанием даже пройдя через эту трагедию все-таки остаться живым человеком и найти свою любовь.
Что еще мне нравится в Мёрфи? Я не люблю, когда в кино перверсия существует только ради перверсии. Мёрфи — один из лучших шоуранеров XXI века, и у него — может быть, в силу личных причин (он открытый гей) и безусловно невероятного таланта — есть очень глубокое понимание и отсутствие страха перед этой темой. Он может говорить о перверсиях не с точки зрения сегодняшних навязчивых стандартов. Особенно — навязанных американским обществом, переписывающим историю всего: начиная от Голливуда и заканчивая собственной историей в целом, тем обществом, которое активно пытается рассказать миру, что идеология меньшинства может стать идеологией большинства. Нет.
Также у Мёрфи очень четко показано, как человек нестатичен, и если к нему внимательно, а не поверхностно, приглядеться, то можно понять, что в течение жизни он может переживать разные фазы — от жертвы домашнего насилия до превращения в насильника, до перехода из насильника в абсолютно живого человека, с сопереживанием и чувством эмпатии, желающим спасти другого...
На человеке нельзя ставить клеймо — вот что показывает Мёрфи и вот что мне у него нравится. Человек всегда находится в движении. Там есть гениальный момент с братом сестры Рэтчед. Его должны казнить самым жестоким образом, и даже несмотря на то, что он ничего, кроме плохого, не приносил Рэтчед в последние годы, она все равно не перестает за него бороться.
Работы Мёрфи — это аттракцион, на который я сажусь с невероятным удовольствием: здесь и Хичкок, и перверсии, и гламур, и столь любимое этим киномастером барокко. Можно вообще назвать это Диснейлендом или цирком Дю Солей, но для меня любая «контентная единица» от Мёрфи — это всегда гарантированное удовольствие.