VS
Полёт прототипа до начала посадочного манёвра мало чем отличался от полётов прошлых прототипов. Единственное, что обращает на себя внимание - разный цвет пламени двигателей Raptor. Это говорит о разном соотношении доли горючего и окислителя в топливной смести, поступающей в двигатели. И так быть не должно. Однако, как мы уже знаем, двигатели в этом полёте проявили себя с лучшей стороны, и это не повлияло на исход полёта.
Впервые во время посадочного манёвра этот прототип последовательно перезапустил сразу 3 своих двигателя (SN8 и 9 использовали 2 двигателя для этого). Это было необходимо для выбора двух и затем одного лучшего по работе двигателя для заключительного этапа посадки. Эта операция прошла идеально и всего через несколько секунд произошло отключение первого из двигателей. Вскоре после этого был отключен и второй двигатель. К этому времени SN10 совершил манёвр разворота кормой к земле и начал готовиться к посадке на одном своём двигателе.
Посадка 🎯
Перед посадкой были разложены опоры прототипа. Прототип имеет 6 раскладываемых опор (фактически они откидываются, фиксируются и физически являются демпфером при посадке за счёт сминаемых вкладышей и непосредственно самой своей конструкции). Однако в момент их развёртывания у 2-х опор не сработал механизм фиксации. Прототипу предстояла посадка на 4 опорах. Невероятно, но это ему удалось!
Интересно, что прототип как минимум несколько последних секунд до посадки не снижал свою скорость. Поэтому с одной стороны посадка была успешной и мягкой, с другой, прототип не снизил вертикальную и горизонтальную скорость полностью, и касание площадки оказалось довольно жёстким. Прототип совершил небольшой отскок. Приземление произошло в ~4 (7) квадрат, прототип сел рядом с лого SpaceX (оно и правда добавило удачи во время посадки :). Посадочные опоры смялись практически до своего основания. Фактически, основание прототипа достигло уровня поверхности площадки. Прототип имел наклон, однако, несмотря на все эти нюансы, он к всеобщему удивлению всё же стоял на площадке!
Не обошлось и без возгорания после посадки у основания прототипа. Системой пожаротушения площадки его удалось потушить (снаружи). Интересно, что обычно в таких случаях сброса давления из баков фактически не было после приземления. Это странно и то, что произошло потом, может иметь к этой странности прямое отношение.
Взрыв 💥
Через 10 минут после момента посадки, прототип неожиданно для всех - взорвался. Мы видим много обсуждений того, что прототип был взорван намеренно. Однако это не так, специальные заряды взрывчатки (FTS - flight termination system) на его борту оказались целыми после взрыва. Их сняли с остатков прототипа на следующий день.
Что произошло❓
Сразу скажем, что причина взрыва официально ещё не объявлена, поэтому стоит воспринимать следующею информацию как предположения, основанные на имеющейся на данный момент информации.
Взрыв начался в двигательном отсеке прототипа. За мгновения до этого чёрный дым начал выходить из всех возможных отверстий в отсеке. Через секунду произошёл взрыв (пока без огня), который буквально раскрыл часть отсека, после чего произошла вспышка и взрыв бака прототипа, образуя огромный шар пламени. Энергия взрыва "запустила" часть корабля с обтекателем на сотню метров вверх, после чего она второй раз за 10 минут совершила "посадку" на посадочную площадку. Прототип был уничтожен.
📌 Есть несколько вариантов произошедшего:
1. Потеря контроля над баками прототипа. Повышение давления, нарушение целостности бака, взрыв кислорода. В пользу этой версии говорит отсутствие вентинга после посадки и начало взрыва без вспышки, с последующим взрывом основного кислородного бака.
2. Утечка компонентов топлива и пожар. В пользу этой версии говорит наличие облаков кислорода под прототипом. В результате не очень мягкой посадки баки или трубопроводы прототипа могли повредиться, произошла утечка и последующий взрыв от искры или возгорания в двигательном отсеке.