Чисто по приколу можно на пальцах посчитать когда Спейсы отобьют бабло на Драконах и могут, в теории снизить стоимость 1-го кресла. Сейчас, без учёта разработки, стоимость - 55 место. Да, считаем, что НАСА подарили Спейсам 3 лярда на разработку, Спейсы еще добавили минимум 1 лярд, ГЧП предусматривает финансирование также со стороны частника. Допустим 1 лярд нужно вернуть... если хотеть. Допустим на каждом пуске за 55*4 Спейсы получают 20 млн маржи, а это в районе 10%. Мало, но допустим. Давайте считать себестоимость нового пуска. 220-20 = 200. Фалконы, примерно, на запуске берут 20% маржи, а это примерно 50 млн. То есть, прикинем, что на РН они не зарабатывают. 200-50 = 150 млн себестоимость нового Дракона.
Если бы Спейсы отбивали запуски на марже от Крю Дрегонов, то 1000/20 = 50 пусков для НАСА. А есть всего 6, а далее - не понятно. Попадос по полной. 1-й Дракон повторно запускали по примерно той же цене, да, дорого обходилось обслуживание, допустим новый они смогут "ремонтировать" за 50% от нового. А это уже 75 млн (75/4 = 18,75 млн кресло + Фалкон (в теории себестоимость б/у в районе 25 млн, округлим до 24 => 24/4 = 6) => 18,75+6 = 24,75 за кресло. А продают по 55 - 24,75 = 30 млн *4 = 120 прибыли за 1 запуск, а это 1000/ 120 = 8,33, то есть примерно 8-9 пусков. А они уже есть. То есть, в течении 5 лет, Спейсы,в теории могут отбить затраты на разработку, и это только по Крю Дрегон, а там же еще часть нужно накинуть на грузовик. То есть, чисто в теории, они могут через лет 5 запускать по уже не 55 млн, а дешевле. Фалконы, если будут летать 10 раз, то это 6-7 млн себестоимость, Далее, обслуживание может быть не 50, 30% от нового, а это 45. 45/4 = 10+2 = 12 млн себестоимость. Грубо говоря, если очень захотеть, то получается так, что место на Драконе может стоить, даже с 30% маржой - 15-16 млн. Понятное дело, что они могут держать ценник еще долго, если будут желающие. Но. Если не летит Старшип в ближайшие лет 5, а Драконы делают то, что должны, то 15-16 за кресло через 5 лет - вполне адекватная цена.