Коллеги из "Религия сегодня"
подняли интересную тему — о соотношении религиозного фундаментализма с аутентичной религиозной традицией.
Будем откровенны: разнообразные движения за очищение веры по сути не религиозные, а политические проекты — апелляция к священным текстам и "исконной" традиции просто способ добиться легитимности.
Это характерно, на мой взгляд, не только для ультраконсерваторов, которых принято называть сегодня фундаменталистами — тот же самый "возврат к корням" встречается и в нью-эйджевской разновидности буддизма, и в современных изводах суфизма, и в других новых религиозных течениях.
Им часто свойственна проповедь якобы основополагающих ценностей всех религий сразу — обычно сформулированных в духе абстрактного пацифизма, с фокусом на индивидуальную духовность. Также они часто провозглашают отсутствие дискриминации по полу, расе, ориентации, культурному бэкграунду. Оно действительно не проявляется, по крайней мере, на первый взгляд.
В итоге мы получаем вариант фундаментализма, свободного от конкретных священных текстов, привязки к определенной религиозной традиции. И даже консерватизма. Зато крайне важным остается обращение к религиозным истинам поверх голов сложившихся институтов.
Вывод: религии вынуждены со временем становится более иерархичными и бюрократизированными, обрастать сдержками и противовесами, чтобы не ударится в гневливый и безжалостный фундаментализм, привлекательный для фанатичных неофитов, но ограничивающий ими же приток новых членов.
Остается вопрос: возможна ли религия без него? Фундаментализм без оригинального учения, в целом, существовать научился.
Пётр Кромских