WSJ
слили внутренние документы Facebook, из которых следует, что алгоритмы действуют для разных пользователей по-разному.
Всем известно, что сегодня практически на любой площадке можно в момент лишиться аккаунта с формулировкой «за нарушение правил платформы». Для автоматизации поиска запрещенного контента Facebook сделал программу под названием XCheck.
Журналисты выяснили, что, по сути, эта прога стала своеобразным автономным «белым списком», в котором насчитывается более пяти миллионов юзеров. Дело в том, что пользователей с существенным количеством подписчиков и серьезным медийным влиянием она как бы не замечает, но зато обычные аккаунты благодаря ее работе отлетают практически сразу.
В качестве одного из примеров приводится случай с Неймаром, когда тот опубликовал в своем профиле видео, которое сам Facebook характеризует как «порно-месть». Футболист утверждал, что женщина в слитом им ролике вымогает у него деньги, в то время как та обвиняла его в изнасиловании. Видео не удалялось почти один день, его посмотрело больше 50 млн. человек и репостнули около 6 000 раз.
Существование подобного «белого листа» объяснить весьма просто. Во-первых, постоянно бодаться с публичными людьми и их аудиторией даже Цукербергу было бы напряжно. Во-вторых, если ВИП-пользователи не будут замечать той цензуры, с которой сталкиваются простые смертные, они будут более склонны поддерживать идеи о том, что слухи о цензуре в соцсетях преувеличены и транслировать это на свою публику. Использовать людей втемную – это выгодно. В-третьих, с репутацией у Facebook и так не все хорошо (на Западе, если кто вдруг не знал, к нему отношение, примерно, как у нас – к «Одноклассникам»), поэтому удержание базы популярных пользователей – в приоритете.
Но самое главное, на что здесь стоит обратить внимание – это как воочию раскрывается весь пропагандистский и манипулятивный потенциал Бигтеха. Ведь история тут совсем не про то, что кто-то опять оказался равнее, чем другие. Она про то, что, прежде чем попасть к вам, смыслы, которые вы ежедневно получаете в соцсеточках, проходят такое количество фильтров и преломляются таким количеством призм, что сидеть на готовом информационном продукте в XXI веке – просто глупо.
Проще говоря, думать своей головой становится все сложнее, а «открытых источников» – все больше.