Арест режиссера вызвал сегодня петушиные споры об искусстве.
Когда-то Георгий Гурджиев, который учился вместе со Сталиным в духовной семинарии, высказал свое рассуждение об искусстве:
"Прежде всего вы должны вспомнить, что есть два вида искусства, отличных друг от друга: объективное и субъективное искусство. Все то, что вы знаете, все, что вы называете искусством, - это субъективное искусство, т.е. нечто такое, что я вообще не называю искусством; и это лишь потому, что искусством я называю искусство объективное.
Трудно определить, что такое объективное искусство, во-первых, потому, что вы приписываете субъективному искусству все признаки объективного, а во-вторых, потому, что когда вы встречаетесь с произведениями объективного искусства, вы полагаете, что они находятся на том же уровне, что и произведения субъективного искусства.
Вы не делаете различий между этими понятиями, но именно тут и заключена вся разница. Далее, вы приписываете субъективному искусству неизменное воздействие, т.е. ожидаете от произведения субъективного искусства одинакового влияния на каждого человека.
Здесь нет ничего неизменного, ничего определенного.
В подлинном искусстве нет ничего случайного. Это математика. В нем все можно вычислить, все можно знать заранее. Оно с математической точностью производит одно и то же впечатление."
По мнению Гурджиева, к объективному искусству относится египетский сфинкс.
Творчество Серебренникова неопределенное, а значит, не объективное. Так что спорить о его таланте не нужно, ибо здесь речь идет о разном уровне развития.