Самый крутой хулиганНекоторые хулиганства похожи на искусство или со временем принимаются обществом в качестве такового: всяческие муралы, граффити, даже глаза, вырезанные в баннерах по всей Москве. (Кстати, последние — это арт-проект московского художника, а вовсе не выходка маргиналов с ножницами.)
Некоторые хулиганства на искусство совсем не похожи: например, ежегодное расковыривание туристами брусчатки на Дворцовой площади. На сомнительные сувениры.
Но все это — детский сад по сравнению с тем, что сделал мой папа.
До 1977 Дворцовая была целиком под асфальтом. Не было ни гранитных плит, ни брусчатки. Как закатали в 1932, так до шестидесятой годовщины Октября асфальт и пролежал. А к очередной круглой дате повелели сделать красиво. Чтоб как на картине!
Мой отец работал на этом эпохальном проекте. Одним прохладным летним днём в обеденный перерыв папа отложил в сторону бутерброд с колбаской, взял фрезу и увековечил свои инициалы на одной из гранитных плит. То есть, буквально поставил свою подпись на главной площади города — словно художник, который расписывается в углу картины. Времени как раз хватило на две буквы.
Строители дали гарантию на работу, мол, сто лет ещё не надо будет переоблицовывать, даже с учетом проведения парадов. Так что надпись до сих пор там. Этакий памятник моему отцу прямо на Дворцовой площади.
А папе, кстати, за этот проект выделили квартиру на Васильевском вне очереди.