Всем привет. В эфире незаслуженно подзабытая рубрика #нампишут.
На прошлой неделе к нам обратились за комментарием коллеги из канала
@skolkovoleaks, которые уже второй раз пишут, что компании не хотят переезжать в их прекрасный, но несколько замкадочный инновационный центр. То у них
резиденты задумываются, открывать ли офисы в Сколково или посадить сотрудников внутри МКАД возле метро. То теперь стало известно, что
Яндекс серьезно рассматривал идею перевоза части сотрудников в Сколково – и отказался от нее из-за мнения коллектива, не желавшего покидать ради сельской high-tech идиллии весьма дорогие, но привычные помещения на Садовом Кольце.
Ну чего тут скажешь? Собственно, коллеги и сами уже написали о том, что, поскольку hyperloop в Сколково пока не проложили, то вариантов только два – либо ты там селишься, либо катаешься туда от Славянского Бульвара на автобусе (а то и двух). При этом селиться в Сколково хорошо, но с инфраструктурой типа детских садов и школ там пока не густо (а то, что есть – круто, но не дешево). Так что в целом вопрос по большому счету ясен.
Но мы как диванные аналитики готовы добавить к этому вопросу свои 5 копеек. Во-первых, длительность поездки на работу влияет на качество жизни сотрудников серьезнее, чем кажется на первый взгляд –
есть, например, исследование, показывающее, что, если один из супругов начинает тратить на дорогу более 45 минут в одну сторону, то вероятность развода в паре повышается на 40%. Это, кстати, к вопросу о количестве разводов в Москве, особенно среди приезжающих туда вместе пар.
В шумихе про employee experience как-то подзабылась модная недавно концепция total rewards, суть которой в том, что все происходящее с человеком на работе следует воспринимать как компоненты пакета вознаграждения. А между тем, если мыслить таким образом, можно делать интересные выводы. Например,
есть исследование о том, что дополнительный час поездок на работу стоит свеч только при увеличении вашей зарплаты на 40 (!) процентов. Если следовать этой логике, то, чтобы свести к минимуму потенциальные потери при переезде офиса в Сколково из центра, нужно повышать для всех ключевых людей зарплату в полтора раза.
И здесь удобный момент прокомментировать не только тему ежедневных поездок в Сколково, но и идею переезда в Сколково на ПМЖ. Дело в том, что стоимость релокационного пакета в международных компаниях (например, оплата съемной квартиры в Москве для талантливого продавца сигарет из Саратова) запросто может быть близка к этому проценту от его оклада. Так что, вполне вероятно, что решение Яндекса было принято не только на основе мнения сотрудников, но и на основе расчета сумм, которые пришлось бы потратить на оплату перков всем переезжающим.
Так что ошеломляюще хороших новостей для коллег из Сколково у нас нет. Но, учитывая, что Москва все хорошеет (с), с развитием транспортной и социальной инфраструктуры в Сколково эта проблема в среднесрочной перспективе может и потерять остроту.