Несмотря на то, что программирование исторически считается мужским занятием, первую в мире программу написала женщина, которая родилась 206 лет назад, — английский математик Ада Байрон. 10 декабря, в ее день рождения, мы решили поговорить с экспертами Школы о женщинах в IT-секторе сегодня. Подробнее:
https://bit.ly/3DCKfGd • По западной статистике, не более 25% рабочих мест в IT занято женщинами. В России цифры не выше, несмотря на жесточайший дефицит кадров в отрасли. С одной стороны, женщины в меньшей степени интересуются ИТ-специализацией. С другой, им сложнее на входе в компанию — при найме работает стереотип «точные науки не для женщин».
• В ближайшие 5 лет может сложиться такой рынок труда, что и женщинам будет интересно, и IT-компании будут вынуждены с гораздо большим энтузиазмом присматриваться к женщинам как к рабочей силе. Это обусловлено трендом постпандемической ловушки — ковид и пандемия сильно выталкивают женщин из рабочего пространства. Девушки все будут обращаться к IT-специальностям, которые позволяют работать удаленно.
• За время пандемии 35% мужчин и лишь 8% женщин получили повышение в IT. Разрыв по зарплатам небольшой, но есть. Отрасль, безусловно, мужская, но проблема и в поведении самих женщин. IT-сфера требует знаний, навыков, компетенций, квалификации. Если у женщины все это есть наравне с мужчинами, то дальше вступают в силу психологические предубеждения. То, как женщина заявляет о себе, отличается от того, как это делает мужчина.
• Женщины избыточно скромны и придерживаются слишком высоких стандартов, быстрее принимают вину, а мужчины спокойно позволяют себе допускать ошибки. Когда мужчине предлагают повышение, он зачастую не сомневается, что этого достоин. А женщина с таким же опытом и компетенциями колеблется: «Я так благодарна, но, наверное, не справлюсь». Стой, ты же сама губишь свою карьеру! Соглашайся, разберешься потом!
• Оценка кандидата на входе в IT-компанию по гендерному признаку не всегда говорит о предвзятом отношении к женщине. Часто играют роль стереотипы. Таков исторический контекст: на уровне семьи создается установка, что эта работа больше подходит для мужчин, чем для женщин. Эта стереотипность долгие годы существовала в России, в СССР, в международной среде и стала нормой поведения для всех.
• Есть и кейсы предвзятости. Согласно исследованиям СКОЛКОВО, женщинам отказывают в повышении не потому, что посчитали конкретную работу «неженским делом» (стереотип), а из-за опасений, что женщина уйдет в декрет, будет отвлекаться на семью и не сможет сфокусироваться на работе. Это уже предвзятость. При равных, казалось бы, правах — совершенно неравные возможности.
• Нельзя сказать, что ситуация везде однородна. Бывает, что топ-менеджер нанимает на руководящие должности только мужчин: интуитивно, стереотипно ему кажется, что на этой позиции они будут работать лучше. Но есть и обратная ситуация, когда руководитель набирает только женщин. Такие жуткие перекосы происходят и будут происходить еще лет 30 из-за незрелости общества.
• Исследования показывают: смешанные команды — по гендеру, возрасту, национальности, компетенциям — более эффективны. Agile и прочие методологии срабатывают, когда собираются люди с разными подходами. Гендерный баланс здесь важен как часть разнообразия в целом: взгляды и подходы женщин отличаются от мужских. Так что компания, которая не допускает женщин до той или иной позиции, обедняет сама себя.