Россия. Тренды недели
Перезагрузка от Мишустина
Главный тренд прошедшей недели задал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Премьер заявил, что прежняя структура федеральных органов исполнительной власти хоть и «сыграла важную роль, но уже не отвечает вызовам времени». Если не вдаваться в детали, то мишустинская реформа ФОИВов включает в себя:
– появление гигантской структуры, состоящей из
ВЭБ.РФ как основы, а также Корпорации МСП, двух экспортных подразделений (РЭЦ и ЭКСАР), «Роснано», и четырех фондов: фонд «Сколково», Бортника, развития промышленности и инфраструктурных и образовательных программ;
– ликвидацию восьми ФОИВов, среди которых есть Фонд развития моногородов, Агентство по технологическому развитию и так далее. Их функции которых будут перераспределены между
ВЭБ.РФ и федеральными министерствами;
– объединение некоторых институтов развития. Например, будет создан Универсальный банк на основе МСП Банка и «
ДОМ.РФ». Российский научный фонд получит Российский фонд фундаментальных исследований;
– госкорпорации и ключевые агентства останутся незыблемыми.
Из всех этих предложений Михаила Мишустина, под которые уже создана рабочая группа и определен дедлайн, любопытными кажутся несколько деталей.
Во-первых, потеря самостоятельности «Роснано». Получается, что ставка на нанотехнологии или себя не оправдала, или нанотехнологии теперь стали частью функционала Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Возможно, что передача «Роснано» в
ВЭБ.РФ делается только по причине отправки Анатолия Чубайса на пенсию или заслуженную синекуру.
Во-вторых, ликвидация «Фонда развития моногородов» как отдельной структуры. Здесь тоже поспорить об эффективности этого института и о том, с какими федеральными министерствами были пересечения.
В-третьих, давно напрашивающееся интеграция некоторых структур друг с другом – уже упомянутое слияние РНФ с РФФИ.
Таким образом, Мишустин делает вполне очевидные вещи: убирает неработающие структуры, соединяет ключевые слагаемые и оптимизирует правительство в целом. Почему это делается именно сейчас и руками нового премьера: или сами реформы вызывали сомнения и разногласия в Кремле, или произошедшее в этом году явилось причиной для пересмотра действий. А вот, что же все-таки случилось в 2020, помимо коронавируса, как говорится, «вопрос на миллион долларов».
Со всем вниманием
Глобальным федеральным трендом, который затронул все субъекты РФ, стало создание центров управления регионом (ЦУР). По логике создателей, ЦУР будет заниматься сбором всех предложений и пожеланий от россиян, чтобы в дальнейшем оперативно рассмотреть полученную информацию в региональных органах исполнительной власти.
Та реакция, которая была продемонстрирована главами субъектов РФ, показывает, что задача была первоочередной и требовала безотлагательного решения. Зачем Кремлю понадобились все эти ЦУРы? Ответ прост: чтобы убить сразу несколько зайцев.
Во-первых, мониторинг социального настроения даст возможность предугадывать протестный потенциал и вообще быть в курсе напряженности в обществе по тем или иным вопросам.
Во-вторых, грядут выборы в Государственную Думу РФ и в некоторых регионах рейтинг «Единой России» недостаточно высок. Благодаря ЦУР, губернаторы, которые, как мы знаем, одновременно и региональные руководители ЕР, будут понимать, чего хочет электорат и как ему можно расставить нужные приоритеты.