Про тестирование UX и то, должен ли им заниматься QA инженер.
Говорить о качестве UX довольно сложно.
Прежде всего потому, что UX - это история, в которой смешивается всё: ожидания и привычки пользователей, хотелки и представления о прекрасном у дизайнеров и продакт оунеров, гайдлайны платформы, тренды дизайна интерфейсов, технические ограничения и особенности реализации продукта.
Зачастую нельзя чётко сказать “здесь плохой UX”, “здесь хороший UX”.
Его, этого самого UX, качество выражается только в метриках - конверсии, вовлеченности, ретеншене, количестве обращений в саппорт и т.д.
Тестирование UX - гораздо больше про фокус группы, аб-тесты и тестирование гипотез, чем про тест-кейсы и бинарные проверки.
В результате, тестирование UX почти полностью переходит в ответственность тех, кто занимается проверкой этих гипотез - настраивает а/б-тесты, собирает фокус группы, мониторит пользовательскую аналитику и продуктовые метрики.
Где-то этим занимаются аналитики, где-то менеджеры продукта, где-то дизайнеры, где-то отдельные команды UX-дизайнеров\исследователей.
Значит ли это, что QA инженеров это не касается? В целом, нет.
Как и во множестве других случаев, задача QA здесь - предоставить дополнительную экспертизу и информацию ребятам, отвечающим за UX.
Дать фидбэк, задать вопросы, посоветовать или предложить что-то относительно гипотез, которые выдвигаются, их реализации и результатов проверки.
Вы можете указать на кейс, который они упустили, на конфликт с другими АБ-тестами или событиями, указать на неконсистентность или противоречие стандартам и гайдлайнам платформы, предложить другой вариант реализации и т.д.
Помните, что тестирование UX - это дорого. Организация фокус групп требует серьезной работы, большого количество времени и денег.
А\Б тесты требуют времени на составление, поддержку и анализ результатов (и повышают сложность системы).
Поэтому, чем раньше вы придете с фидбэком или идеями к коллегам - тем лучше.
Главное, что бы этот фидбэк был полезным.
И, в целом, чем больше у вас экспертизы в UX - тем больше шансов давать действительно полезный фидбэк.
Откуда брать экспертизу?
Учитесь.
Есть миллионы видео и куча интересных книжек про UX, дизайн и поведение пользователей.
Например, можно начать с классической
Dont Make Me Think и книжки
Эдварда Сталла про UX.
Изучайте гайдлайны платформ, стандарты отрасли и требования. В некоторых случаях это просто набор рекомендаций, в других - это обязательные стандарты и требования сертификации.
Довольно часто они содержат в себе довольно серьёзные требования к UX и интерфейсам.
Например, почитайте
Apple HIG, если вы делаете приложение под iOS или ISO-13485 если ваш продукт - медицинское изделие.
Повышайте насмотренность интерфейсов.
Смотрите на конкурентов и просто популярные приложения, читайте и смотрите рассказы от ребят, следите за тем, что происходит в отрасли.
Это помогает понять, как другие команды решают типовые проблемы, какие есть варианты и на что стоит ориентироваться.
Смотрите на фидбэк пользователей.
Но не забывайте, что хороший фидбэк приходит реже, чем плохой.
Работайте с метриками.
Обсуждайте гипотезы, следите за результатами экспериментов, пытайтесь понять, что работает для ваших пользователей.
Даже если это не входит в ваши непосредственные обязанности.