Кризис в Новокузнецке: в чем причина
Федеральный Telegram-канал НЕЗЫГАРЬ точно обратил внимание на транспортную проблему в Новокузнецке
https://t.me/russica2/34410. Наши московские коллеги отметили нарастающий транспортный коллапс, дефицит автобусов и недовольство от местных жителей в адрес мэра города Сергея Кузнецова. Написал НЕЗЫГАРЬ о причинах, на его взгляд, провала транспортной реформы: здесь и старый конфликт между градоначальником и руководителем «Лиги перевозчиков Новокузнецка» Евгении Корюковой, и недобросовестность победителя тендера, компании «ПитерАвто», которая не смогла в срок поставить нужное количество автобусов и пригласила на работу водителей-вахтовиков. Самое главное, НЕЗЫГАРЬ считает, что транспортная реформа с определенной долей цифровизации, имея в виду брутто-контракты, систему при которой оплата проезда идет на прозрачный банковский счет, откуда уже поступают отчисления в адрес перевозчика и водителя, задумывалась как эксперимент. А ее провал – следствие неспособности регионов на самостоятельное проведение масштабных реформ.
Благодарим наших федеральных коллег за свой взгляд по нашей сибирской теме. Приятно, когда московские эксперты изучают региональную ситуацию и стараются, со своей позиции, объяснить происходящие процессы. Однако кое-какие аспекты Незыгарем были упущены, о чем сейчас и пойдет речь.
1) «Парадигма Цивилева». Реперная точка в транспортной реформе Новокузнецка – это мнение от губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева. Глава региона посетил южную столицу Кузбасса на этой неделе и, в целом, остался довольным проделанной работой. Позже Цивилев отметил, что реформа была неизбежна и главные ее составные части – современные автобусы и безналичные платежи. Сергей Евгеньевич, конечно, неидеальный губернатор в силу отсутствия профильного опыта, но он последователен в своих шагах: превратить Кузбасс из ресурсоснабжающего в современный и передовой регион. Реформирование всех отраслей и сегментов экономики, внедрение новых технологий и наличие масштабных инфраструктурных проектов. 300-летие Кузбасса, Крапивинский гидроузел, культурный кластер – в этом перечне транспортная реформа Новокузнецка выглядит органично. Губернатор будет до последнего принимать огонь на себя и защищать свои проекты.
2) «Конец старым порядкам». Основная претензия Корюковой – отход от прежней транспортной системы, снижение количества маршрутов, отсутствие помощи основным игрокам и ставка на «варягов». В этом противостоянии – старое и новое – заметна общая тенденция для всего Кузбасса. Долгое время регион оставался патриархальным и консервативным из-за могучей фигуры прежнего губернатора Кузбасса Амана Тулеева, который собой олицетворял незыблемость определенных порядков. Теперь губернатор другой – современный и он ломает прежнюю систему. Главное: прежние политические и экономические элиты, за редким исключением тех, кто смог перестроиться, не будут играть никакой роли. Цивилев своими словами о том, что «частникам предлагали участвовать, согласилось небольшое количество», доказывает: новая власть готова договариваться.
3) «Отсутствие надежности». Главный промах Кузнецова – это новый перевозчик «ПитерАвто». Сложно судить, чем объясняется ставка на эту компанию – коррупционные схемы или якобы широкие возможности «ПитерАвто», которые удовлетворили условиям тендера – но стоит отметить, что недовольными оказались все. Жители, понятное дело, в протесте от малоопытности водителей, меньшем количестве маршрутов и автобусов. Цивилев удивлен, что федеральный исполнитель умудрился «накосячить» в казалось бы плевом деле, потому что и разродилась критикой по всем проблемным местам. Нам видится, что корень зла – в недостатке подготовительной информации по компаниям, которые могут осилить реформу. «Не зная броду – не лезь в воду». Кузнецов полез и получил негатив.