Зам. главреда «Коммерсанта»
Дмитрий Дризе заявил, что коронавирус
«жестко расправился с российскими политическими партиями. Очень может быть, что от такого удара им уже не оправиться». Отметив общую деградацию партии власти и оппозиции, отсутствие конкуренции между ними, он высказал сомнения в наличии позитивных перспектив у российской политической системы.
На наш взгляд, эта оценка ошибочна. Коронавирус действительно уничтожил привычную среду обитания партий. Их попытки перехода в режим онлайн (митинги, собрания) оказались безрезультатными. Но это не является критическим признаком для существования и перспектив российской политической системы. Потому что партии – второстепенный элемент этой системы, её декорации. Реальная политика в России существует не в открытой форме на уровне межпартийной борьбы, которой по факту нет, а на уровне теневой конкуренции между элитными группировками, завязанными на различные финансово-промышленные группы. И основное содержание российской политики – это борьба за финансовые потоки, особенно бюджетные, а также различные преференции. С этой точки зрения политическая конкуренция в России есть, а пандемия её ещё и обострила. Внешним проявлением такой конкуренции является «идеологическая» борьба между «либералами»-западниками и «патриотами»-сторонниками экономической автаркии. Вчерашнее путинское заявление о том, что Россия есть отдельная цивилизация – это один из признаков того, что чаша политических весов склоняется в пользу «патриотов».
Похожим образом политическая конкуренция проявляется и на региональном уровне. В Татарстане реальная партийная борьба умерла давно. И распределение депутатских мандатов – это не результат конкуренции на выборах, а плод кулуарных договорённостей. Более-менее живой и конкурентной межпартийная борьба в республике была в первой половине 1990-х годах. С тех пор партии выступают в роли тех же декораций, а реальная политическая конкуренция реализуется между региональными элитными группировками или, как их называют, кланами. Только здесь она проявляется в плоскости борьбы за контроль над федеральными ресурсами. Правда острота этой борьбы на порядок ниже. Потому что в Татарстане с самого начала был сформирован сильный авторитарный режим, исключающий острую внутреннюю конкуренцию (это фактор рассматривается как признак саморазрушения системы). Под это была сформулирована своя идеология, в рамках которой республика рассматривается как единая корпорация. И динамизм развития татарстанской политической системы определяется в первую очередь масштабами освоения федеральных ресурсов в рамках таких проектов, как: Тысячелетие Казани (под это дело не грех сфальсифицировать возраст столицы), Универсиада – 2013, Чемпионат мира по водным видам спорта – 2015, Чемпионат FIFA – 2018, а также различные федеральные программы и нацпроекты. Правда сейчас концепция Татарстана как единой корпорации подвергается эрозии, потому что федеральный центр методично разрушает эту конструкцию. И дальнейшее существование татарстанской региональной политической системы будет определятся не состоянием политических партий (они ни на что не влияли и не влияют), а характером взаимодействия/борьбы между республикой и федеральным центром.