В этом году главное политическое событие в нашей республике – выборы президента Татарстана. Конечно, не стоит забывать о риске смещения календарных сроков по причине коронавирусной пандемии. Но будем надеяться, что эта опасность всё-таки минует и выборы пройдут в установленные законом сроки.
Тем не менее, очевидно, что фактор коронавируса окажет существенное влияние не только на сами выборы, но и на поствыборные решения. Речь в данном случае идёт о будущем составе правительства республики. Ведь с формальной точки зрения новый президентский срок влечёт за собой и формирование нового правительства. И тут возникает вопрос о персональном его составе.
Коронавирус, кстати, в этом смысле играет позитивную роль. Потому что этот кризис, чем-то напоминающий условия военного времени, помимо возросшей нагрузки требует от членов правительства нестандартных решений. И тут очень важно, как они проявят себя. Речь идёт прежде всего о тех, кто несёт прямую ответственность за состояние санитарно-эпидемиологической обстановки (премьер-министр Алексей Песошин, вице-премьер Лейла Фазлеева, министр здравоохранения Марат Садыков). Придирчивой оценки будут подвергнуты и те министры, чья сфера ответственности резко возросла в условиях борьбы с коронавирусом или же оказалась в зоне наибольшей турбулентности: Айрат Хайруллин (минцифра), Альберт Каримов (минпром), Мидхат Шагиахметов (минэкономики), Марат Зяббаров (минсельхозпрод), Эльмира Зарипова (минтруд), Фарит Ханифов (минстрой), Рафис Бурганов (минобр) и др.
Например, в числе тех, кто оказался на передовой – министр цифрового развития Айрат Хайруллин. Мы привыкли считать нашу республику одной из самых продвинутых в этой сфере. И это далеко не пропагандистский штамп. Действительно проделана большая работа по созданию электронных сервисов, переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, организована доступная для населения сеть МФЦ. Но все эти достижения реализованы в спокойное время, когда в рамках обозначенных стратегических целей можно было вести планомерную работу.
Коронавирус изменил приоритеты и отчасти обнулил прежние достижения. В первые дни перехода учащихся на дистанционное обучение вдруг выяснилось, что наши сети оказались не способны выдержать возросшую нагрузку. Возникло много вопросов и к системе СМС-разрешений для выхода из самоизоляции. С самого начала она была неоправданно усложнена необходимостью сообщать чрезмерное количество персональных данных (ФИО, адрес фактического проживания), позже эту процедуру упростили. Но до сих пор периодически она даёт сбой, когда срок выдачи разрешений запаздывает. Есть и другие вопросы.
С учётом тяжести коронавирусного кризиса можно не сомневаться, что Айрат Хайруллин находится в группе тех, чья деятельность оценивается в первую очередь. Важно, насколько оперативно он реагирует на возникающие в его отрасли кризисы и насколько адекватные он предлагает решения.
Причем, адекватность его решений будет оцениваться прежде всего с точки зрения удобства для населения. Людям, и без того затравленным самоизоляцией, не нужна лишняя головная боль с системой СМС-разрешений. Чем больше сбоев и неудобств она будет порождать, тем больше раздражений и выше риск несанкционированных выходов на улицу. А это в свою очередь провоцирует усиление репрессивных действий со стороны полиции. Ответная реакция на это – рост протестных настроений. Так что, если что-то подобное произойдёт, свою долю ответственности за рост протестных настроений среди населения будет нести и «технарь» Айрат Хайруллин.