«Но и своей вершка не отдадим»
Предложение Владимира Машкова, актера и художественного руководителя «Табакерки» (Московского театра Олега Табакова) в готовящейся пакет поправок к Конституции РФ, успели оценить многие. Еще бы – на законодательном уровне закрепить запрет на любые разговоры и действия в пользу отчуждения территорий из состава Российской Федерации. Как сказал бы Владимир Ильич Ленин, «архиважное и архинужное» решение. Кто бы не надоумил Владимира Львовича выступить с таким заявлением, что, дескать, после ухода Владимира Путина с поста президента России, все враги нашей страны захотят ее лишить Крыма, Калининграда и Курильских островов и сие надо пресекать в зародыше, эффект оказался своевременным. О поправках к Конституции вновь заговорили, переключая внимание общественности с некоторых токсичных тем, рабочая группа снова получила возможности для комментариев в прессе, а Машков в очередной раз показал, что является настоящим русским мужиком, раз выражает такую заботу по родной стране.
О патриотическом смысле «железобетонной поправки» мы поговорили, теперь самое время обсудить ее практический смысл – что она даст в будущем?
Первое, что бросается в глаза, учитывая реалии, это ее надзорно-карательный смысл. Коли в Конституции прописывается запрет на отчуждение, в формулировке над которой думают Павел Крашенинников и Андрей Клишас, то появление соответствующих статей в Административном или Уголовном кодексе – это только вопрос времени. Значит, любой, кто не согласен с утверждением, что «Крым – наш», рискует получить штраф или условный тюремный срок, поскольку нарушает статью основополагающего российского закона. Как всякая правовая норма последнего времени, «железобетонная поправка» в уголовной или административной редакции будет применяться выборочно, в особо нужных государству случаях.
Второе следствие запрета на отчуждение – это точка в российских дискуссиях по поводу будущего Крыма. И жирный шрифт для всех иностранных партнеров Российской Федерации, то об иных статусах Севастополя придется забыть навсегда или до того момента, пока Конституция РФ находится в активном режиме. С одной стороны, логика в этом есть – российское руководство считает Крым своим, легитимность процесса, по мнению Кремля, была стопроцентной, а право народ на самоопределение еще никто не отменял. С другой стороны, США и ЕС могут оставить «санкционный режим» в отношении РФ на долгие-долгие годы, вплоть до следующих конституционных поправок.
Третье – это вероятный крест на дружеских отношениях с Японией и мирном договоре, который бы зафиксировал статус-кво по отсутствию территориальных претензий после Второй Мировой войны. Курильский вопрос – очень болезненный для Японии, которая считает острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи «оккупированными». Но и здесь существует разумное объяснение намерениям России. Да, история южнокурильских островов неразрывно связана с Японией и сегодня те граждане Страны Восходящего Солнца, которые хотят посетить могилы своих предков на Курилах, вынуждены терпеть все своеобразие российского таможенного законодательства и бюрократизма. Но кто может выдать абсолютные гарантии, что Японии, получив эти четыре острова, не отдаст их в аренду США для строительства военных баз. Уже были прецеденты в истории России, когда Михаила Горбачева заверяли о нераспространении НАТО на Восток, а сегодня действительность отличается от обещаний.