Вагонные споры
Вопрос Шалтай-Бабая,
похдваченный в НЕЗЫГАРЬ brief:
Как совместить трансфер власти, политический застой, управленческий паралич с требованием президента совершить технологический прорыв?
Собственно говоря, здесь три взаимосвязанных проблемы – каждая со своими решениями, которые тоже могут сработать только вместе:
Трансфер имеет два измерения – институциональное и персональное. Ключевая задача трансфера не в том, чтобы рассадить нескольких управленцев по имеющимся местам или переделать места под эти или иные начальственные персоны. Цель – создать рабочую систему, которая обеспечивала бы необходимый уровень повседневного автоматического динамизма. Отсюда ключевое требование – гибкость. Впрямую связана с «продувкой» системы.
Застой и паралич – необходимо:
- резкое расширение «скамейки запасных»;
- формирование механизмов социальной мобильности на основе личных качеств управленца;
- отбор наилучших практик (их (пере)упаковка и тиражирование);
- культивация плодородного слоя лидеров;
- продувка и прокачка имеющихся управленческих магистралей.
На это работает система социальных лифтов и профессиональных конкурсов платформы АНО «Россия – страна возможностей».
Как не нарваться на слом, который вызвала Перестройка? Начинать нужно с максимально неполитизированных вопросов – региональные практики и «новая социалка» (культура, забота о животных, экология, мягкий урбанизм) на паритетных началах команд (и лидеров) с властью.
Технологический (а в действительности – научно-технологический) прорыв – решается за счет комбинации целеполагания (нацпроекты), магистральных локомотивов (военка, атомка, с недавних пор – цифра, генетика), резкое повышение компетенций граждан (от перемен в высшем образовании до массовой (пере)подготовки). Здесь решение кроется в максимальном привлечении молодежи в науку, повышении уровня достатка ученых, запуска новых институциональных и платформенных решений (научные и научно-образовательные центры мирового уровня).
Вопрос, как это совместить? Ответ на него уже сейчас дается – контуры новой системы намечаются, отрабатываются, тестируются, оцениваются. То есть ответ формулируется по всем пунктам и одновременно.
Трансфер – это не дискретное перемещение из точки А в точку Б, это не когда зашел в вагон Красной стрелы в Санкт-Петербурге и тут же вышел в Москве. Это и стук колес, и деревеньки за окном, и чай (жидкость чайного цвета) в подстаканниках, и метапозиция Бологого, и вагонные споры, и очереди за благами в торцах вагона.
Отсюда и ответ – чтоб совместить, надо совмещать. Никакой готовой формулы или схемы с печатями и подписями нет. Потому и нет смысла задаваться вопросом «как совместить» - если все процессы уже запущены и идут.
Нет смысла биться за роль машиниста (максимум можно – за проводницы). Россия как паровоз все равно летит вперед, а перспективы на сочетаемость запросов и адекватность ответов уже есть.