Не филологией единой, так?
Предоставляю слово
@Gwadelup, «чтобы разнообразить филологические джунгли и пампасы канала».
Я расскажу вам сегодня о спорте, точнее о гонках, а ещё точнее о короле гонок – «Формуле-1».
Существует стереотип о медлительности финнов, но любой поклонник «Формулы-1» знает, что это всего лишь миф. Начиная с 80ых годов прошлого века, финские гонщики стали постоянными участниками Гран-при «Формулы-1». На сегодняшний день финские гонщики 4 раза занимали первое место в годовом зачёте, а также 3 раза второе и 2 раза третье.
Первым финским гонщиком, участвовавшим в заездах, стал в 1974 году Лео Киннунен (Leo ”Leksa” Kinnunen). Лео шесть раз участвовал в квалификации, но только один раз попал в стартовый состав на Гран-при Швеции, где, правда, сошёл с дистанции на 6 круге.
Первым финном, добившимся победы, стал Кеке Росберг (Keijo Erik ”Keke” Rosberg) (
@Kesakko:
кстати, по-шведски его фамилия должна читаться приблизительно как [ru’:sbari],
https://goo.gl/T5KZw7). Дебютировавший в
1978 году в составе Theodore Racing, Кеке стал первым финским гонщиком, доехавшим гонку до конца. В том же году Росберг занял первое место в неофициальной гонке на трассе Силверстон.
Первые очки в своей карьере Кеке получил только спустя два года, в
1980 году, в составе британской конюшни Fittipaldi Automotive, когда на Гран-при Аргентины занял третье место.
В
1982 году в составе Williams Росберг на машине с атмосферным двигателем впервые в карьере занял первое место на Гран-при Швейцарии, также заняв по очкам первое место в общем зачёте. В следующем году из-за всё усиливавшейся конкуренция со стороны турбированных моторов, Кеке, всё ещё верный атмосферным мотором, смог занять лишь пятое место в общем зачёте.
В
1984 -85 годах Росберг, продолжая сотрудничество с Williams, выиграл ещё три заезда.
В
1986 году Кеке перешёл в McLaren, где и завершил свою карьеру. Всего за время выступления в «Формуле-1» Кеке Росберг 5 раз занимал первое место на подиуме, а также стал первым скандинавским гонщиком, выигравшим кубок Гран-при.
Первый протеже Кеке, Юрки Ярвилехто (Jyrki ”JJ Lehto” Järvilehto), участвовал в гонках «Формулы-1»
с 1989 по 1994 и лишь однажды попал на подиум, заняв третье место в Сан-Марино в
1991 году. В том же году впервые в истории в одной гонке участвовало два финских гонщика одновременно.
Мика Хаккинен (Mika Häkkinen,
@Kesakko: по правилам транскрипции, конечно, должно быть Хяккинен, но так уж повелось, что в русском варианте фамилия утратила умляуты), второй протеже Кеке, получил место в основном составе Lotus в 1991 году.
В
1993 году Хаккинен перешёл в McLaren и оказался в центре внимания, обогнав в квалификации Айртона Сенну (Ayrton Senna da Silva) и показав лучшее время. Однако на самой гонке Микка сошёл с дистанции. На своей следующей гонке, в Японии, Хаккинен занял третье место, уступив Просту (Alain Marie Pascal Prost) и Сенне.
В
1994 году Ярвилехти перешёл в Benetton, где ездил в паре с молодым Михаэлем Шумахером (Michael Schumacher). В том же году в Гран-при Японии на трассе появляется третий финский гонщик, Мика Сало (Mika Salo).
В конце сезона следующего года, попав в тяжёлую аварию, Мика Хаккинен впал в кому, однако, не смотря на негативные прогнозы, Мика сумел поправиться и заработать очки уже в первой гонке следующего сезона
1996 года. В
1997 году Хаккинен впервые выиграл золотую медаль на Гран-при Европа, заняв при этом с 27 очками шестое место в общем зачёте.
1998 год вошёл в историю как «борьба двух Миш», Мики Хаккинена и Михаэля Шумахера. Из 16 этапов только один раз первое место сумел занять Дэвид Култхард (David Coulthard) , напарник Мики по McLaren, остальные 15 побед поделили между собой финский и немецкий гонщики. В итоге только по результатам последней гонки Хаккинен выиграл кубок Гран-при, став вторым в истории финном – победителем общего зачёта.