
На EDCRUNCH сегодня состоялась одна из ключевых панельных дискуссиий – «Компетенции для цифровой экономики: как идти в ногу со временем на протяжении всей жизни».
Модератором выступил Олег Подольский (Директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета 20.35). В дискуссии приняли участие Бен Нельсон (Основатель и генеральный директор Minerva, США); Фарук Дей (Заместитель проректора по интегративному обучению и планированию жизнедеятельности Университета Джона Хопкинса, США), Алевтина Черникова (Ректор МИСиС); Эдуард Галажинский (Ректор Томского государственного университета); Александр Климов (Ректор Российского университета транспорта (МИИТ); Елена Першина (Директор блока функциональных компетенций Академии Росатома).
Рассуждения строились в основном вокруг тех дополнительных (мета) компетенций, которые становятся ключевыми для цифровой эпохи гипертекстов и сверхскоростей преобразования жизни и экономики.
Первый вектор - дилемма soft и hard skills. Она может быть решена двумя вариантами – специализацией (Александр Климов отметил,: некоторым специалистам достаточно быть просто хорошими инженерами – акцент на hard и практику) либо максимальным расширением поля компетенций (за это ратовал Эдуард Галажинский, говоря о переходе к self skills – навыкам самоопределения и саморазвития). Идея в том, что человек должен сам для себя быть образовательным проектов – это самостроительство является и возможностью, и вызовом цифровой эпохи.
Эту идею развил Фарук Дей – студенты должны уметь не столько планировать жизнь (в цифровую эпоху не всегда имеет смысл), сколько конструировать ее.
Отдельный аспект – гуманитаризация образования. Это в полной мере «гуманитарная революция», когда «лирика» становится значимым компонентом подготовки даже у самых hardcore «физиков». Об этом очень точно сказала Елена Першина: «Мы хорошо научились обучать ум, а не сердце. Надо пытаться сохранять человеческое в человеке, все то, что делает нас людьми. Это важно сейчас. Будущее - за навыками, которые сохраняют нас, как людей».
Здесь произошла одна из значимых точек синергии в дискуссии – к жестким и мягким навыкам добавляется третий уровень – осознанность, воля, любопытство. Это то самое самопроектрирование, мышление, человекоориентированность (и самоориентация). И сложность, как отметили участники дискуссии, сейчас как раз во внутренней матрешке. Внешняя (профессиональные знания) – хороша, средняя (командная работа, коммуникации, презентация) – также. Западение именно на уровне «сердца» – сейчас образование таково, что нельзя быть простым потребителем, требуется вкладывать душу в процесс (само)обучения. И именно это умение любить и дружить (итоги Гарвардского лонгитюдного исследования привел Эдуард Галажинский) является узловым навыком.
Второй вектор трансформации – переход от обучения тому, «что» думать в пользу того – «как». Об этом говорил Бен Нельсон – Минерва (как особый тип образовательной платформы) учит различным траекториям мышления (way of thinking) и эффективной смене ролей.
И подобные подходы, добавим мы от себя, уже эффективно реализуются – но не в массовом секторе, а в рамках фокусированного дополнительного образования: в пространстве «Лидеров России» – «школы губернаторов» как раз ключевой целью обозначено умение гибко подходить к решаемым задачам и овладение навыками мышления (оргуправленческого), а не банальной «перетасовки» готовых типовых решений.
Третий важный элемент – сквозные и непрерывные образовательные траектории. Они важны не только для «образования длинною в жизнь», но также для стягивания и синхронизации различных уровней и видов образования – школьного – высшего – СПО – ДПО.
Digital-эпоха предъявляет повышенные требования к человеку, но образовательная система должна предоставить возможности – иначе вся трансформация закончится на уровне обсуждений. Наша жизнь экономизирована и стремительно цифровизуется, но ключевым компетенциями для цифровой экономики остаются умение быть человеком и не останавливаться в развитии.