Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 April 03
Научно-образовательная политика
Ответы «правительственного часа» 03 апреля 2019 г. в Государственной Думе с участием вице-премьера Татьяны Голиковой

Отпор оттоку квалифицированных специалистов и экспорт образования (1/2)

Национальные проекты "Наука" и "Образование" предусматривают, в том числе мероприятия, направленные на предотвращение оттока высококвалифицированных специалистов с периферии страны в центральные регионы, а также за рубеж.

Так, например, федеральным проектом "Молодые профессионалы" предусмотрено создание конкурентоспособной сильной сети образовательных организаций высшего образования, позволяющих обеспечить жителям каждого федерального округа и российских регионов возможность получать образование, соответствующее мировым стандартам.

Приоритетными результатами и мероприятиями этого проекта являются не только развитие лидерской группы российских университетов, но и формирование конкурентоспособного "резерва" в региональном сегменте образовательных организаций высшего образования (поддержка региональных университетов, имеющих существенный научно-образовательный потенциал и включенных в стратегическую повестку развития своих регионов).

Это позволит не только не распылять ресурсы, но и создавать новые рабочие места в регионах, привлекая молодых специалистов, которые будут обеспечивать высокие результаты реализации национальных целей и стратегических задач развития РФ, обозначенных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".

В рамках реализации федерального проекта предусматривается предоставление субсидий университетам, обеспечивающим подготовку кадров для базовых отраслей экономики, предоставление грантов научно-педагогическим работникам университетов, входящих в топ-200 предметных глобальных рейтингов, с целью разработки и тиражирования образовательных программ высшего образования (их отдельных частей), повышения квалификации и стажировки научно-педагогических работников других образовательных организаций в целях дальнейшей реализации ими разработанных образовательных программ (их отдельных частей).

Еще одним федеральным проектом, утвержденным в составе национального проекта "Образование", в том числе направленным на создание новых рабочих мест, является федеральный проект "Новые возможности для каждого". Основной задачей данного федерального проекта в числе прочего является увеличение охвата граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, до 3 млн. человек к 2024 году, что невозможно без роста числа специалистов, призванных осуществить ее реализацию.

Задачей федерального проекта "Экспорт образования", входящего в национальный проект "Образование", является создание современной вузовской инфраструктуры. Такая инфраструктура должна обеспечить доступность образования для иногородних студентов, решить задачу по наращиванию экспортного потенциала российской системы высшего образования.

Задачей федерального проекта "Экспорт образования" является увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях (до 425 тыс. в 2024 году), а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в РФ.

Планируется, что не менее 5 % иностранных обучающихся, завершивших обучение в ВУЗах по востребованным (дефицитным) направлениям подготовки, будут трудоустроены в российских компаниях, в том числе для работы за рубежом.

В рамках федерального проекта "Экспорт образования" к 2024 году будет создано 77,6 тыс. новых мест в студенческих городках (к 2021 году - 36 тыс. мест), которые должны обеспечить комфортные условия проживания, возможность проведения учебных занятий, культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом.
источник
Научно-образовательная политика
Отпор оттоку квалифицированных специалистов и экспорт образования (2/2)

Кроме того, будут созданы специальные ресурсы, ориентированные на конкретную аудиторию референтных групп стран-партнеров, в том числе с учетом особенности организации доступа к зарубежным сайтам в сети "Интернет" в отдельных странах, рассматриваемых как целевая аудитория для экспорта российского высшего образования (например, Китай). Ресурсы будут включать полную информации о реализуемых в России образовательных программах высшего образования по различным областям.

К 2024 году будет создано не менее 50 ресурсных центров для детей и педагогов, на базе которых будет осуществляться преподавание общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне, что будет способствовать распространению и продвижению русского языка за рубежом, обеспечивать качественную общеобразовательную подготовку иностранных школьников, ориентированных на получение российского профессионального образования.

К 2024 году запланировано создание (осуществлено проектирование, строительство и реконструкция) более 75 тыс. новых мест в студенческих городках, предназначенных для проживания не только студентов, но и профессорско-преподавательского состава, исследователей, что делает привлекательным осуществление последними профессиональной деятельности и в центральной части РФ, и на территориях других субъектов РФ.

В рамках федеральных проектов "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ" и "Развитие научной и научно-производственной кооперации" национального проекта "Наука" предусмотрено создание научно-образовательных центров мирового уровня, центров компетенций Национальной технологической инициативы, обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки и создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, что не может не способствовать созданию новых рабочих мест на территории большинства субъектов РФ.

В рамках национального проекта "Наука" реализуется федеральный проект "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок", целью которого является обеспечение привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. Для достижения данной цели на период до 2024 года предусмотрено решение задачи формирования целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.

По данным федерального статистического наблюдения, средняя заработная плата научных сотрудников в федеральных государственных учреждениях в целом по РФ по итогам 2018 года составила 100,1 тыс. рублей, что составляет 233,8% к прогнозному уровню среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2018 год, по данным Минэкономразвития России (при плановом значении 200%).

По сравнению с уровнем 2017 года средняя заработная плата научных сотрудников увеличилась на 36,7 тыс. рублей (в 2017 г - 63,4 тыс. рублей).

На повышение оплаты труда научных сотрудников федеральных государственных учреждений средства федерального бюджета в 2018 году были предусмотрены в объеме 43,9 млрд. рублей, что больше уровня 2017 года на 31,4 млрд. рублей.

В связи с увеличением численности научных сотрудников, распоряжениями Правительства РФ Минобрнауки России выделены из резервного фонда Правительства РФ бюджетные ассигнования в размере 1,4 млрд. рублей в целях обеспечения выполнения государственного задания на проведение фундаментальных научных исследований подведомственными учреждениями, федеральным органам исполнительной власти, имеющим подведомственные научные организации, направлено 3,9 млрд. рублей на финансовое обеспечение в 2019 году оплаты труда научных сотрудников в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политике".
источник
2019 April 04
Научно-образовательная политика
Наш источник в Рособрнадзоре сообщает, что проверки ведомства в университетах в ближайшие месяцы будут проводится в большей координации с внешними факторами, чем ранее.

В частности, ряд проверок уже коррелирует с процедурой аттестации на пост главы вуза (там, где работают и.о.ректора).

При проведении проверок также де-факто учитывается выполнение/невыполнение вузом стратегической линии задач в конкретном регионе (например, в случае опорных университетов).
источник
Научно-образовательная политика
Конкурсный «Цифровой прорыв»

3 апреля АНО «Россия – страна возможностей» запустила проект для ИТ-специалистов, дизайнеров и руководителей проектов в сфере информационных технологий – «Цифровой прорыв» Конкурс пройдет в 40 городах России и будет проводиться в форматах онлайн-тестирования и хакатонов.

Главная цель проекта – создать новые профессиональные возможности для талантов в сфере цифровой экономики. Конкурс позволит участникам запустить свой технологический бизнес, получить содействие в трудоустройстве, найти единомышленников и сформировать проектную команду, а также выиграть денежный приз. Кроме того, у конкурсантов будет возможность пройти обучение по специальным образовательным программам в «Мастерской управления «Сенеж».

«Сегодня мы даем старт заявочной кампании конкурса. Регистрация продлится по 12 мая. Затем участников ждет целая череда испытаний – онлайн-тестирование в мае и региональные очные этапы, которые мы будем проводить летом. Лучшие проектные команды мы назовем уже осенью. Мы исходили из того, что проект, подобно конкурсу управленцев «Лидеры России», будет, прежде всего, искать талантливых специалистов, которые имеют свои проекты, наработки и идеи и нуждаются в возможностях для их реализации», – сказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

«Основным и самым большим этапом конкурса станут региональные хакатоны. Они пройдут в 40 городах страны и соберут несколько тысяч участников. Такой формат взаимодействия, мы уверены, поможет не только разработать действительно готовые к внедрению продукты, но и найти единомышленников», – сказал Олег Мансуров, руководитель проекта «Цифровой прорыв».

«Эта инициатива, безусловно, подчеркивает важность трансформации программ подготовки специалистов в вузах и их готовности к обучению квалифицированных специалистов, способных создавать конкурентные ИТ-продукты. Надеюсь, что вузовские площадки станут опорными региональными центрами хакатонов по всей стране», – прокомментировала заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская.

Алексей Комиссаров при этом отметил, что к проекту привлекаются партнёры из числа ведущих отраслевых компаний страны, например, Росатом, Мегафон и другие, а подобные конкурсы часто нацелены на подбор кадров.

«Наша задача – поддержать талантливых специалистов, помочь им продвинуться вперед в их профессиональном и личностном развитии, вне зависимости от их карьерных предпочтений», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей».

Соорганизатором конкурса «Цифровой прорыв» выступает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

По словам директора по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерины Солнцевой, «сегодня для бизнеса поиск специалистов с сильными цифровыми компетенциями одна из самых острых проблем». «Участие Росатома в проекте «Цифровой прорыв» напрямую соотносится с цифровой стратегией, которую мы утвердили в конце прошлого года. Программа развития цифровых компетенция пронизывает все наши будущие проекты, и мы рады поддерживать инициативы, которые поспособствуют их формированию в масштабах страны», – прокомментировала Екатерина Солнцева.

«Кадры – это краеугольный камень, без которого невозможно построение цифровой экономики. Очень важно, что теперь в стране появилась площадка, которая объединит усилия государства и бизнеса по отбору и работе с кадровым потенциалом. Как министерство мы готовы оказывать помощь любым инициативам. Уверен, что только работая в диалоге мы сможем добиться результатов», – заключил директор департамента по координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи РФ Михаил Насибуллин.

Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1232
источник
Научно-образовательная политика
Архивный кризис

Уже который месяц длится кризисная ситуация вокруг Архива Российской академии наук. О ней – статья Андрея Ваганова в «Независимой газете». Причины достаточно прозаичны.

Нет власти в институте. Верхи не хотят, низы не могут – коллектив и учредитель (Минобрнауки) никак не могут сойтись на кандидатуре директора. Выбор коллектива не одобрило Министерство, а других охотников немного. И ключевая причина такой апатии…

Нет денег. Архив оказался в подвешенном состоянии – финансировать его как обычную подведомственную организацию достаточно проблематично (нужны специальные критерии именно для архивов и библиотек). Это результат того, что…

Нет верховной власти. Минобрнауки (ранее ФАНО) и РАН немного не доделили Архив, который оказался словно брошенным. И если «прогрессивная научная общественность» могла ожидать такого от Министерства, то поведение Академии наук вызывает, судя по всему, недоумение.

Откровенно говоря, ситуация крайне прискорбная. Архив – не синхротрон, чрезмерного финансирования он не требует. Нужность и важность этого института сложно переоценить – помимо сохранения памяти он выполняет важную функцию драйвера исторических исследований и проводника информации.

Подробности ситуации детально представлены в статье Андрея Ваганова.

Мы же обратим внимание на два обстоятельства.

Первое – ситуация с ИНИОНом и Архивом РАН (и вообще с библиотеками самой РАН и отдельных институтов) четко демонстрирует необходимость создания единой информационно-библиотечно-архивной структуры. Она должна объединить все данные сервисы, организации и их филиалы в подведах. Формирование условного «Института научной информации» постепенно становится едва ли не единственным способом спасения не только крайне важного для научно-исследовательской деятельности функционала, но и самих источников информации (книг и архивных материалов).

Второе – на фоне всей этой кризисной ситуации 30 марта 2019 года было издано распоряжение Правительства о том, что до 1 сентября 2019 года должна быть утверждена проектная документация по строительству нового здания Санкт-Петербургского филиала Архива РАН.

Это второе обстоятельство дает повод для оптимизма, хотя, до постройки нового здания необходимо еще дожить – именно подобными экзистенциальными вопросами сейчас озабочен Архив РАН. В похожей по форме но все же отличной по смысловому наполнению ситуации движения в неизвестном и неправильном направлении пребывает ИНИОН – эту печальную ситуацию мы детально освещали.

Перемены в информационно-библиотечно-архивной сфере назрели. Наверняка они будут во благо. Остается надеяться, что произойдет это качественное улучшение не слишком поздно.

http://www.ng.ru/science/2019-04-03/1_7547_science.html
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, 5 апреля 2019 года, Комитет по образованию и науке Госдумы РФ проводит круглый стол на тему "Совершенствование системы научных публикаций в РФ".
А мы, в свою очередь, знакомим читателей НОП с материалами к круглому столу до того, как их увидят его участники.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ответы «правительственного часа» 03 апреля 2019 г. в Государственной Думе с участием вице-премьера Татьяны Голиковой

Научно-публикационная активность и международные базы данных

Включение публикаций российских ученых в международные базы данных и системы цитирования - [Web of Science], Scopus, PubMED, Mathematis, GeoRef и другие способствует интеграции отечественных исследователей в международное научное сообщество, повышению авторитета российской науки в мире, а также росту творческого потенциала отечественной науки.

При этом необходимо, стремиться не только к увеличению числа публикаций отечественных ученых в зарубежных изданиях, но и увеличить число российских журналов, входящих в международные базы данных.

В целях продвижения достижений науки и увеличения числа публикаций и российских журналов, включенных в международные базы данных и системы цитирования национальным проектом "Наука" предусмотрена поддержка российских научных журналов. Планируется, что к 2024 году не менее 500 российских научных журналов будут включены в международные базы данных. На обеспечение свободного доступа российским научным и образовательным организациям к системам цитирования на основе ежегодной подписки на период 2019-2021 года предусмотрены бюджетные средства в размере 4,8 млрд. рублей.

Кроме того, национальным проектом "Наука" предусмотрено, что к 2024 году основные научные результаты не менее 30% успешно защищенных диссертаций будут опубликованы не менее чем в 2 статьях в научных журналах, индексируемых в международных базах данных.

Количество статей по приоритетам научно-технологического развития в журналах первого и второго квартиля, индексированных в международных базах данных, выполненных с использованием передовой инфраструктуры научных исследований и разработок должно составит не менее 4000 тысяч ежегодно. При этом планируется разработать систему мониторинга и проверки данных о таких публикациях.
источник
Научно-образовательная политика
Одиннадцать целей и третья миссия

Times Higher Education выпустила новый рейтинг университетов по их роли в выполнении Целей устойчивого развития ООН - THE University Impact Rankings 2019. Для этого анализируются успехи вузов по 11 из 17 ЦУР: здоровье и благополучие; качественное образование; гендерное равенство; достойный труд и экономический рост; промышленность, инновации и инфраструктура; снижение неравенства; устойчивые города и сообщества; ответственное потребление и производство; климат; мир, справедливость и сильные институты; партнерство для достижения целей.

Российские университеты представлены весьма достойно – в общем рейтинге из 462 вузов российских – 30. Лидером стал Алтайский госуниверситет, занявший 58 место. По отдельным ЦУРам представительство России варьируется, причем, например, по ЦУРу «Мир, справедливость и сильные институты власти» Ростовский государственный экономический университет оказался вторым (!) из 274 вузов в этом субрейтинге.

Предлагаем читателям самим посмотреть и сам рейтинг и субрейтинги по каждой из целей.

Важно отметить, что этот рейтинг THE по Целям устойчивого развития практически полностью включает в себя проблематику той самой «Третьей миссии» университета, ради которого был под предводительством МГУ и верховодством ректора Садовничего одноименный рейтинг - про общественную значимость, региональные социально-экономические взаимодействия и участие в развитии сообществ.

Новый рейтинг по ЦУР ООН однозначно должен быть включен в перечень тех, которые будут учитываться для определения выполнения целей и задач нацпроекта «Образование». И не только потому, что российские вузы широко в нем представлены, а потому, что цели устойчивого развития созвучны общемировым проблемам. Это одни из тех самых глобальных «больших вызовов», часть из которых интегрирована в Стратегию научно-технологического развития.

Более того, избранный ракурс позволяет кардинально иначе взглянуть на достижения отечественных вузов. В противовес доминированию МГУ, СПбГУ, НИУ, федеральным университетам и участиникам проекта 5-100 во всех остальных рейтингах резко усиливается роль опорных вузов и даже «немарочных».

Позиции российских вузов в общем рейтинге и в разрезе каждой из ЦУР требуют детального изучения, поскольку содержат в себе значимые сведения для рассмотрения роли университетов в устойчивом развитии своих (макро)регионов и всей России.

https://www.timeshighereducation.com/rankings/impact/2019/
источник
Научно-образовательная политика
Оргуправленческий трансфер: архитектурно-политическая фантазия по мотивам последних трендов и слухов

1.  Уменьшение количества сенаторов до 1 от региона.

2.  Выборность сенаторов региональными парламентами.

3.  Сохранение выборности губернаторов прямым голосованием жителей региона.

4.  Формирование единого госсовета из губернаторов, сенаторов и правительства (премьер, вице-премьеры, министры). Опционально - включение судей Конституционного суда.

5.  Основной формат – рабочие группы в рамках Президиума.

6.  Резкое усиление влияния Госсовета и его председателя де-факто при сохранении совещательного статуса де-юре.

7.  Сближение и частичная интеграция Совета безопасности и Госсовета.

8.  Председатель Госсовета – координатор и балансир с особым акцентом на стратегическое планирование, внешнюю политику, нацпроекты (и прочие масштабные задачи) и прямую связь с народом.

9.  Возрастание значение аппарата Госсовета до уровня нынешней Администрации Президента.

10.  Объединение аппаратов Администрации Президента и Правительства (опционально).

11.  Формирование реально действующего тандема президента и премьер-министра по вопросам текущей внутренней социально-экономической политики с приблизительно равными полномочиями. Фактический переход к президентско-парламентской модели де-юре при сохранении супер-президентского формата через Госсовет де-факто.

12.  Вследствие включения сенаторов в Госсовет – уравновешивание влияния Совета Федерации и Государственной думы.

Итог:
5 ключевых постов (председатели Госсовета, Госдумы и Совфеда, премьер, президент);
3 центра исполнительной власти (Правительство, Президент, Госсовет);
3 блока Госсовета (губернаторы; Правительство; сенаторы);
2 соразмерных центра влияния внутри каждой из ветвей власти (Госдума – Совфед; президент – премьер);
1 единая гибкая иерархическая структура с различными измерениями баланса сил.
источник
Научно-образовательная политика
Публикационная неизбежность

Минобрнауки подготовило изменения, которые предполагают необходимость публикации статей в журналах, индексируемых в международных базах данных, для допуска к защите диссертации.

«Основные научные результаты диссертации по отдельным научным специальностям должны быть дополнительно опубликованы в научных изданиях, текущие номера которых или их переводные версии входят хотя бы в одну из международных реферативных баз данных и систем цитирования».

Перечень подобных БД будет формироваться Минобрнауки на основании рекомендации ВАКа.

Минобрнауки также предлагает закрепить минимально необходимое количество публикаций.

Для диссертации на соискание ученой степени доктора наук в рецензируемых изданиях должно быть:
в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук - не менее 15;
в остальных областях - не менее 10.
В международных БД и системах цитирования – не менее 3.

Для кандидатской:
в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук - не менее 3;
в остальных областях - не менее 2.
В международных БД и системах цитирования – не менее 1.

Указанные изменения предлагают ввести в действие с 1 января 2020 года.

К обычным публикациям будут приравнены патенты – со дня официального опубликования Постановления.

Ключевые выводы по предложениям Минобрнауки:

1.  Требования к общественно-гуманитарным наукам выше, чем к остальным, хотя в первых, как правило, публикуются реже, чем, например, в точных и естественных. Внятных комментариев от представителей Минобрнауки и ВАКа пока не поступало, однако, предполагаем, что логичней было бы для общественно-гуманитарного блока установить как раз меньшее требуемое количество статей, а для остальных наук – большее. Тем более, что у историков с культурологами вряд ли найдутся патенты.

2.  Количество требуемых публикаций – это результат сложившейся практики, а цифры 2-3 и 10-15 для кандидатской и докторской соответственно не являются чрезмерными.

3.  Ключевое новое требование – наличие публикаций в международных базах данных.

4.  Оно вызвано как необходимостью повышать качество диссертационных работ, так и заложенными в нацпроект «Наука» показателями по росту научно-публикационной активности в международных БД.

5.  Основная интрига будет состоять в перечне данных БД. Как правило, списки ВАКа (Минобрнауки) шире, чем Web of Science и Scopus. Крайне важный вопрос – будет ли включен в перечень Russian Science Citation Index (RSCI на платформе Web of Science). Традиционно его не учитывают наравне с WoS и Scopus (что совершенно объективно). Однако, существуют серьезные аргументы, что как минимум для общественно-гуманитарных наук стоит это сделать, тем более что у них и так (в текущей версии предложений) общие требования по публикациям выше. Также можно было бы включить, например, Directory of Open Access Journals, который часто называют облегченной по требованиям версией двух ведущих БД для журналов открытого доступа.

6.  Происходит все большее приравнивание Web of Science и Scopus – по другим документам и направления работы это видно еще сильнее.

7.  Держим в уме, что представительство российских журналов в международных БД должно возрасти до 500 шт. к 2024 году, что даст дополнительные возможности для публикации.

8.  Опасения вызывает введение изменений с 1 января 2020 года – у части аспирантов, которые исходили из старых правил, просто не хватит времени для публикации статьи в журнале из международной БД.

Оснований для сильной паники, в принципе, у аспирантов быть не должно (а у докторантов – подавно). Уточнения все же требует определение минимального количества публикаций для разных групп наук (гуманитарии и общественники должны писать меньше), а также вопрос с применимостью данных изменений к тем, кто сейчас находится на предпоследнем или последнем году аспирантуры – они могут банально не успеть опубликоваться в журнале из международной БД.

https://regulation.gov.ru/p/90199
источник
Научно-образовательная политика
РФФИ не готов к поиску. А к прорыву?

Пара слов о том, как два ведущих научных фонда России РНФ и РФФИ готовы к информационным компонентам научно-технологического прорыва.

Для этого попытаемся отыскать все проекты, поддержанные обоими фондами, например, по нано-проблематике (согласитесь – тема злободневная).

Наш путь лежит на официальные сайты двух фондов.

На странице поиска проектов РНФ нас ждем успех - http://rscf.ru/ru/sproj/. Там по ключевому слову «нано» находится 758 проектов.

А вот РФФИ нас сильно озадачил. Для проектов с 1998 по 2011 год можно воспользоваться формой - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search. И действительно, мы отыскали 21650 записей о проектах.

Но вот попытка сделать то же самое для проектов с 2012 года по настоящее время на странице http://search.rfbr.ru потерпела крах. По причине отсутствия поисковой строки. Зная тип, код и год конкурса, а также область знаний по рубрикатору РФФИ и код классификатора, можно получить список проектов. Только так и никак иначе.

Качество и полнота представленных материалов, что у РНФ, что у РФФИ – это отдельная и больная тема. Но сам факт того, что один из двух научных фондов страны не в состоянии сделать банальный поиск по ключевым словам – это откровенный бардак.

Руководству РФФИ, в первую очередь, г-ну Панченко, стоит всерьез задуматься о том, как он может вписаться в научно-технологический прорыв, если у него даже поиска по проектам нет.

Все это – лишнее подтверждение необходимости провести оптимизацию и интеграцию в сфере научных фондов. И у РНФ, и у РФФИ накопилось достаточно «косяков», чтобы можно было взять лучшее от обоих и создать наконец единый фонд с простыми и понятными правилами подачи заявок и отчетов, а также прозрачной системой экспертизы и главное – единой системой грантов, имеющей внутреннюю логику, взаимосвязи между мероприятиями и преемственность (что особенно важно для молодежных форматов).

Редакция благодарит нашего читателя Ивана за информацию по данному сюжету.
источник
Научно-образовательная политика
«Министерство Сибири»?

На Красноярском экономическом форуме затрагивались многие темы, связанные с различными сферами госполитики. В рамках дискуссии «Стратегия развития Сибири. Инициативы сибирских регионов» полпред Президента Сергей Меняйло озвучил один из вызовов для реализации всего спектра проектов и документов, связанных с развитием Сибири – управленческая разобщенность. Действительно системные документы - Стратегия пространственного развития, План развития Новосибирского научного центра (Академгородок 2.0), комплексный план развития Сибирского отделения Российской академии наук в контектсе развития Сибирского федерального округа – определяют направления развития, но почти ничего не говорят о политико-управленческих аспектах синергии усилий различных регионов.

Интеграция между субъектами федерации происходит преимущественно в функциональном ключе – от инвестиционных проектов типа «Енисейской Сибири» до мероприятий нацпроектов, как это, например, происходит с тюменским НОЦ, который создается для объединения усилий и выхода на качественно новый уровень Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также самой Тюменской области.

В Стратегии пространственного развития РФ территория Сибири впервые поделена на два макрорегиона: Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ будут разработаны их стратегии.

«Сейчас утверждена стратегия развития двух макрорегионов, что тоже накладывает свой отпечаток. Представляется целесообразным создание единой системы управления их развитием. Для этого есть разные механизмы, например такие, которые реализованы на Дальнем Востоке, на Кавказе. Подобную роль на себя может взять Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» и ее исполком: координировать, курировать, контролировать проектные офисы или дирекции двух этих макрорегионов», — сказал Сергей Меняйло. Он добавил, что основания для такой системы управления есть, они прописаны в указе Президента РФ об основах государственной политики регионального развития. Далее – в рамках обсуждения интеграции СО РАН и научных институтов в выработку единой интегрированной стратегии развития подчеркнул «…требуется продумать, каким документом в системе государственного управления это должно быть оформлено, подготовить проект такого документа и обосновывающие материалы. Тем более что та конструкция системы управления, о которой я сказал, не требует вложений из федерального бюджета, она опирается на регионы, заинтересованные в ее работе».

Фактически из слов Сергея Меняйло прямо следует тот путь, которым пойдет функциональное укрупнение субъектов федерации – в каждом макрорегионе Стратегии пространственного развития будут созданы проектные офисы (практически – протоминистерства), а уже над ними возможны надстройки различного типа – в виде неких более гибких ассоциаций или более жестких министерских конструкций.

Это движение (реализация Стратегии пространственного развития) вызовет постепенный «передел» и дальнейшей отмирание федеральных округов, поскольку получившимся набором из 12 макрорегионов управлять более сподручно, чем восемью федеральными округами. Тем более, что и на КЭФ в рамках указанной дискуссии, и в других форматах регулярно звучит мысль о том, что реальные взаимодействия регионов и формируемые ими кластеры часто являются трансграничными для округов.

Мы уже писали о тех регионах, которые становятся мостами или шарнирами между различными пространствами. Наиболее яркие примеры – Сибирское отделение РАН (которое включает в себя регионы трех федеральных округов), связи Иркутской области и Бурятии по Байкалу и т.п.

Министерство Сибири – это лишь один из возможных вариантов развития этого пространства, однако, проблема формирования системы управления действительно стоит весьма остро. Судя по всему, конкуренцию сибирских регионов на реальное сотрудничество можно сменить только сверху, а для этого как раз более жесткие оргуправленческие форматы предпочтительнее свободных ассоциаций.

Подробнее здесь.
источник
Научно-образовательная политика
Когда Россия повзрослеет?
#стратегия #форум #власть

Мы критикуем арктический форум по одной простой причине. Как и любое мощное публичное мероприятие по той или иной теме, форум должен рождать или развивать идеологические смыслы. Кричать «Арктика наша» ума много не надо. В любом деле, где задействовано огромное количество государственных сил и ресурсов, необходима внятная разъяснительная работа: зачем мы это делаем? Почему столько внимания и сил государства этому уделяется? Что получим в итоге?

Давайте вспомним масштабные советские проекты от ГОЭЛРО до БАМа. Практически любой советский гражданин знал, зачем ведутся эти стройки и что страна получит в итоге. Сейчас мы слышим про Арктику невнятное: там наши нефть и газ, а Севморпуть покруче Суэца. Причем ошибочные постулаты транслируют не только обыватели (им-то как раз Арктика не интересна), но и уважаемое экспертное сообщество.

Необходимость освоения Арктики не сформирована на идеологическом уровне. И если присоединение Крыма было понятно и логично (от гордости за страну «За Крым ответишь» – до ностальгических ноток советских граждан), то освоение Арктики – более сложный идейный конструкт. Крым – очевиден, Арктика – нет. И это означает, что к идеологическому обеспечению деятельности в Арктике необходимо прикладывать усилия, объясняя и пропагандируя наши успехи на территории.

Если хотите, Крым – это молодость (легкость и хипстерство), а Арктика – это зрелость и ответственность. И то, как мы справимся с этим вызовом, будет показателем взрослости нынешней политической и экономической элиты России. А сформировав внутри себя четкое видение проблем и вопросов в развитии Арктики, мы и на зарубежных площадках сможем выступать более активно и осознанно.
источник
Научно-образовательная политика
Уход Олега Говоруна накануне очевидной предстоящей смены власти в Украине трансформирует баланс сил не только в странах "приграничного сотрудничества", но, в первую очередь, на Старой площади.
источник
Научно-образовательная политика
Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите.

Георгий Николаевич Данелия всегда будет в наших мыслях о жизни и мире вокруг!
источник
Научно-образовательная политика
Укол в спину

Вице-президент РАН
Хохлов решил публично "пнуть" своих коллег в Минобрнауки, вернув "обратку" за недавнюю (и по делу) критику по несоблюдению сроков экспертизы со стороны РАН:

"Российская академия наук закончила экспертизу результатов научных проектов, выполненных в рамках государственного задания за 2018 год подведомственными Минобрнауки России образовательными организациями высшего образования и научными организациями. Всего рассмотрено 2684 отчета, однозначно отрицательных заключений – 174, что составляет 6% от общего их числа.

Вместе с тем, обращает на себя внимание, что представленные Минобрнауки России материалы содержат 57 отчетов по разделу «Научно-методическое обеспечение».

На эти темы министерство в 2018 году потратило 1 848 281,6 тыс. рублей, что составляет заметную долю от общего финансирования собственно на научные исследования вузов и подведомственных министерству научных организаций (10 332 452,5 тыс. рублей).

Значительная часть этого финансирования приходится на темы, связанные с составлением различных аналитических материалов, обслуживающих деятельность Минобрнауки России. Круг организаций, получающих финансирование по этим темам, весьма ограничен и среди них нет ни одного вуза или академического института.

Похожая ситуация выявлена и для отчетов по ряду тем, относящихся к разделу «Проведение прикладных научных исследований».

По оценкам экспертов РАН основные результаты как минимум 46 тем на общую сумму 605 045,5 тыс. руб. сводятся к «аналитическому сопровождению мероприятий», «экспертному сопровождению деятельности», «методическому обеспечению» и т.д.

В письме РАН в министерство содержится рекомендация пересмотреть политику непропорционально большого финансирования организаций, занятых, в основном, подготовкой аналитических материалов для самого министерства. В Минобрнауки Роcсии работает немало квалифицированных специалистов, которые могли бы и сами справиться с такой работой".

Какие выводы можно сделать?

Несмотря на уверения президента РАН Сергеева о командной работе аппарата РАН с руководством Минобрнауки, очевидно - Александр Сергеевич не вполне владеет ситуацией.

Выпад академика Хохлова - это явный укол, который именно так был задуман и исполнен.

Если говорить серьезно, то родной для г-на Хохлова МГУ де-факто ежегодно получает такой объем финансирования, что совершенно не напрягаясь, мог бы спонсировать полный объем экспертного и аналитического сопровождения проектов Минобрнауки.

https://www.facebook.com/100012201617152/posts/674228869660494?sfns=mo
источник
2019 April 05
Научно-образовательная политика
Программирование наше!

В городе Порту (Португалия) завершился финал студенческого чемпионата мира в по программированию ICPC. Команда студентов МФТИ Shock Content в составе Андрея Сергунина, Ильи Степанова и Евгения Белых заняла 10 место и получила бронзовую медаль, решив 7 задач. Они также взяли 7 место в соревновании ICPC Challenge, который проводила компания Huawei в рамках финала.

На первом месте финала ICPC оказалась команда МГУ Red Panda, которые решили больше всего задач — 10. Они стали первой командой, два раза подряд выигравшей финал ICPC с одинаковым составом участников. Второе место завоевала команда Массачусетского технологического университета, третье — Токийского университета, четвертое — Варшавского университета.

11 место и бронзовую медаль получила команда НИУ «Высшая школа экономики». Таким образом, впервые три команды из одного города — Москвы — взяли медали. Команды России восьмой год занимают первые места. Всего в финале соревновались 135 команд из 46 стран.

В финале 2019 года от России участвовало 10 команд. Хорошие результаты также показали Московский авиационный институт, Саратовский государственный университет, Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, филиал НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет и Уральский федеральный университет. Все российские команды завоевали 3 медали из 12. У Китая и Польши — по 2. По одной у США, Японии, Республики Корея и Северной Кореи.

Помимо этого на церемонии награждения было объявлено, что Москва станет следующим городом, где пройдет чемпионат ICPC. МФТИ организует его при при поддержке компании RDI Creative, основанной выпускником Физтеха.

ICPC — это один из главных всемирных студенческих чемпионатов по программированию. Чемпионат уходит своими корнями в соревнование, проводившееся в Техасском университете в 1970-х годах.

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1240
источник
Научно-образовательная политика
Фронты ОНФ

Коллеги из «Нижегородского оленя» выступили в качестве голоса трезвого рассудка по поводу происходящих в ОНФ процессах. Они верно определили некоторые направления функционирования обновленного Фронта, по которым происходят конфликты:
1.  Общественные контроль за нацпроектами.
2.  Интеграция «Лидеров России» и ОНФ в единую систему отбора и акселерации кадров.

Под решение задач на качественно новом уровне идет ожидаемое самоочищение организации, на что обратил внимание «Темник».

Мы уже глубоко изучали роли ОНФ в прорыве: три определенные президентом траектории – контроль, поддержка, участие; пять выделенных нами и экспертами сфер деятельности – альтернатива партиям, низовая демократия, патриотизм участия, властная структура с Госсоветом, социальный лифт.

Обобщим и проблематизируем будущие векторы прорыва для ОНФ:
1.  Механизм коммуникации «верхов» и «низов», власти и гражданского общества. Ключевое – получение обратной связи «с полей прорыва». Фронт должен стать самым прямым и быстрым способом донести проблему к центрам принятия решений и транслировать оперативный ответ для исполнения. В этом ключе будет происходить интеграция ОНФ и Общественной палаты (с сетью общественных советов при ФОИВах). При этом для Фронта отведена скорее сетевая форма с узлами в регионах, а ОП – более иерархическая структура. Вопрос со-общения, сопряжения и синергии усилий по этому вектору станет главным для управленцев.

2.  Институт «новой социалки» - перевода части социальных задач в область совместного ведения государства и общества (в лице волонтеров и НКО). ОНФ будет поручена задача выступать в качестве детектора для подобных проблем, а также – репутационной поддержки инициатив гражданского общества. Неявная, но важная задача – общий контроль за этим пространством с целью обеспечения эффективности и недопущения излишней политизации. Если Агентство стратегических инициатив выступает скорее как опытно-конструкторское бюро «новой социалки» и социально-экономического прорыва в части локально-масштабируемых общественных практик, то ОНФ станет проектным управленческим и контрольным офисом.

3.  Социальный лифт, акселератор и пул кандидатов для слоя управленцев нового формата - вооружённых оргуправленческим мышлением просвещенных (особенно в аспектах гуманизма) технократов. Просвещенный гуманистический технократизм управленцев напрямую стыкуется с магистральной темой нацпроектов (улучшением качества жизни человека) и «новой социалкой». Данный вектор предполагает интеграцию ОНФ, а также социальных лифтов и профессиональных конкурсов платформы АНО «Россия – страна возможностей» (в первую очередь – «Лидеров России»).

4.  Политическая тандемизация. Фронт должен выступать как «теневая партия власти» в смысле дублирования ключевых форматов работы и формирования актуального резерва для возможных трансформаций партийного поля. В определенном объеме ОНФ возьмет на себя функции и «теневого кабинета», контролируя ведомственный уровень реализации нацпроектов.

5.  Сторож сторожей. В известной мере именно ОНФ (в синергии с Общественной палатой) должен сталь контролером контролеров – тех структур и институтов, которые будут следить за нацпроектами. Надзор будет общественным и в данном смысле конечной инстанцией этой анфилады мониторинговых зеркал.

6.  Фундамент новых конструкций. С возможностями прямого участия в процессах общественной пересборки на основе волонтерства, новой социалки и патриотизма участия ОНФ сможет обеспечить гражданский фундамент, который задаст стабильность в эпоху трансфера, а затем станет базой для новой оргуправленческой системы. В этом измерении самой наполненной смыслами линией является взаимодействие Госсовета (особенно в формате Президиума и его рабочих групп) и Фронта.

Итог. Формируемые связи: ОНФ – ОП, ОНФ – АСИ, ОНФ – Госсовет - позволяют Фронту стать узлом в рамках целого ряда сетей и иерархий. Эта гибкость предполагает возможность оперативной (пере)настройки его функционала и делает уникальным институтом в эпоху трансфера и новой политической системы.
источник
Научно-образовательная политика
Нацпроекты – синергия форматов обсуждения

С 4 по 6 апреля Правительство проводит форум «Национальные проекты – этап «реализация». Сочетание круглых столов, мозговых штурмов, лекций и дискуссий с участием членов правительства, федеральных и региональных проектных офисов, а также губернаторов должно стать весьма плодотворным.

По словам замглавы аппарата Правительства Анатолия Кириенко, одной из важнейших задач совещания и, в целом, работы по реализации национальных проектов, является изучение лучших региональных практик для их распространения на других территориях.

Работа на совещании, также сообщает ТАСС, была организована в интерактивном режиме - аудитория активно вовлекалась в происходящее. Выступления спикеров перемежалось «разминками», когда участники могли отвечать на предлагаемые модератором вопросы, а также активно задавать вопросы через специальное приложение.

Цели стоят важные (за нацпроекты спрос со всех будет строгим), потому и средства выбираются проверенные. Слова о тиражировании региональных форматов перекликаются с успешным опытом Агентства стратегических инициатив.

Самым важным является корреляция с «кремлевским» (реализованным стараниями Сергей Кириенко) устройством заседаний Президиума Госсовета – по форме оно заимствовано практически целиком. Теперь стоит задача дальнейшего развития успешно адаптированного формата.

Во-первых, согласно выстраиваемой «президентской» модели управления были сформированы рабочие группы во главе с одним из губернаторов. В Правительстве уже есть ответственные вице-премьеры и премьеры, а также условные «группы» - все задействованные и поименованные в нацпроектах управленцы. Это позволит в рамках форума и в дальнейшем решать ключевую проблему организации межведомственного взаимодействия (что так успешно получается на Госсовете).

Собственно говоря, поэтому, во-вторых, на Президиумах Госсовета в большей степени идет разговор о развитии той или иной сферы в целом. Нацпроекты – это векторы прорыва, но не вся его содержательная масса. На данный момент именно благодаря формату форума может быть преодолена некоторая зацикленность Правительства сугубо на проектных вопросах в ущерб процессным. Конечно, есть некоторые вопросы относительно выделения групп нацпроектов на форуме. Например, «Образование» вполне достойно занять свое место рядом с «Наукой» и «Цифровой экономикой» за столом «Научно-технологического прорыва». С другой стороны, перетасовка участников и нацпроектов – это развитие удачной идеи «рабочих столов» с Госсовета и позволит получить более комплексную картину в ходе практической реализации мероприятий.

В-третьих, в рамках заседаний Президиума Госсовета будут последовательно рассмотрены все нацпроекты. Правительство, очевидно, может воспринять и эту логику. Для старта и обсуждения возможных ошибок роста – видится обоснованным именно общее обсуждение (по аналогии с ялтинским Госсоветом). Однако, далее специфика ситуации каждого из нацпроектов будет нарастать, что приведет к детальному рассмотрению конкретных нацпроектов или их родственных групп (уже по аналогии с казанским Президиумом).

Стоит отметить важные новации – сквозные «круглые столы» по промышленности, контрольно-надзорной деятельности, территориям особого значения.

Благодаря всему комплексу этих обстоятельств можно говорить об удачном организационном решении с копированием «кремлевского» формата, реализованного Сергеем Кириенко и одобренного президентом Владимиром Путиным. Стоит отметить, что на правительственном уровне получили развитие те идеи, которые были лишь обозначены в ходе Президиумов Госсоветов в Ялте и Казани.

Это означает, что «президентский» формат работы будет органично дополняться «правительственным», что не только свидетельствует о высоком системном потенциале «кремлевской» модели, но и о том, что в ходе совместной работы двух механизмов удастся добиться той самой синергии усилий всей органов, ветвей и уровней власти, которую требует от всех управленцев президент Путин для реализации нацпроектов.

https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6297827
источник