Я помню слова адмирала Попова, сказанные в 2000 году: «Я хочу посмотреть в глаза тому, кто организовал эту катастрофу».
А еще я помню рассказ матери старшего лейтенанта Сергея Тылика, который перед походом обронил: «Для нас главное - отстрелить эту торпеду...» Тогда еще про первый взрыв «толстой» торпеды ничего известно не было. Она не могла об этом прочитать в газете или услышать по радио.
А это фрагменты нашего большого расследования, которое «Комсомолка» вела полтора года. Позже наши выводы подтвердило и официальное расследование.
«…Во время загрузки торпед на «Курск» все время ломался кран. Старые ржавые тросы и цепи мерзко скрежетали, пока однажды не порвались. В последний момент крановщик застопорил подъемный механизм, удар торпеды о причал удалось смягчить. «Толстую» торпеду (так между собой зовут ее моряки) осмотрели, ничего подозрительного на корпусе не обнаружили - и загрузили в раззявленную пасть первого отсека…
…Через много дней будет доказано: первой на «Курске» взорвалась именно «толстая» торпеда... Следователей будут очень интересовать и другие «подвиги» на минно-торпедной базе, с которой на борт подлодки отгружали «изделия». А при изучении приемо-сдаточных документов у «следаков» просто отвиснут челюсти. Куда-то вдруг задеваются (а потом чудесным образом найдутся) паспорта нескольких торпед, в документах на их выдачу не окажется обязательнейших росписей спецалистов, контролирующих состояние «изделий». И даже роспись Лячина будет непохожей на привычную - один из экспертов назовет ее «нервной и нехарактерной»...
Отчего она рванула? Самая простая версия - от старости. («Старухе» было почти 10 лет, ее изрядно поболтало в штормовых морях-океанах.) Вспомним к тому же ЧП на берегу, когда при загрузке «толстушки» в лодку лопнули тросы крана и она ударилась о причал (кстати, в уголовном деле та разгильдяйская погрузочная операция фигурирует отдельным фрагментом, и мы к этому еще вернемся)…
…Самая затасканная версия - от столкновения с неким иностранным кораблем. Сегодня эта версия отброшена, судя по официальным заявлениям, в том числе и председателя правительственной комиссии Ильи Клебанова.
Самая сложная версия - от циатима. Офицеры, матросы и мичманы хорошо знают угрюмое слово «циатим» - специальная смазка в механизмах заряжения торпедных аппаратов. Смешавшись с торпедной «горючкой» (а мало ли отчего может капать эта горючка, если боевые торпеды у нас грохаются на причал, как дрова?), циатим провоцирует сокрушительную химическую реакцию, пожар и взрыв. Немало их было...
…Несмотря на то, что в глубине бухнуло так, что услышал весь мир, лодку объявят аварийной только через одиннадцать с половиной часов. И только через двенадцать часов начнут ее спасать…»
Сейчас людям молодым сложно представить, что из себя представляли российские армия и флот 20 лет назад. Но хочется спросить, кому все-таки в глаза хотел посмотреть адмирал Попов?
Наше расследование, в котором мы установили не только ПОЧЕМУ погибла подлодка, но и КАК умирал ее экипаж. Это единственная ПОИМЕННАЯ картина катастрофы. Она легла в основу книги. Ладно, Попов. Самое страшное, если за фильм о «Курске» возьмется Дудь. Спустя 20 лет это станет еще похабнее, чем его фильм с басаевской версией Беслана. А уже выросло поколение, которое про «Курск» не знает ничего. Запад снял художественную картину о трагедии, а мы - нет…
(За давностью времени пострадало оформление)
Часть 1
https://www.kp.ru/daily/22493/15339/
2
https://www.kp.ru/daily/22495/15396/
3
https://www.kp.ru/daily/22496/15454/
4
https://www.kp.ru/daily/22497/15488/
5
https://www.kp.ru/daily/22498/15528/