#мастрид
Тихон Белоусько и Леша Тактаров, основатели Resume io, о подготовке к продаже компании американскому холдингу Talent Inc.
Мы делаем Resume io — конструктор резюме — с 2016 года. Все началось с того, что мы познакомились с голландским предпринимателем Менно через фриланс-биржу, стали помогать с кодом и дизайном, а потом он предложил нам стать сооснователями сервиса. На данный момент Resume io воспользовались уже больше 12 миллионов человек из разных стран мира — на сайт ежедневно заходит 24 тысячи пользователей.
Первые мысли о продаже у нас появились в 2018 году, а сама сделка случилась через три года — в июне 2021. Правда, надо отдать должное нашему CEO Менно — у него настрой, что нас могут купить, был с момента основания Resume io. Вот вещи, которые мы учитывали с самого начала или реализовали непосредственно при подготовке к сделке — они помогли повысить стоимость компании:
1.
Инвестируйте во внутренние инструменты, чтобы партнеры видели — ваш продукт не заканчивается на приятной внешней оболочке. Это в том числе обеспечивает простоту масштабирования. В нашем случае мы заранее сделали в админке функцию создания отдельных сайтов — сейчас у нас их 12 с локализацией под разные страны. И чтобы добавить новый, нужно минимум усилий продуктовой команды.
2.
Приведите в порядок внутреннюю документацию — это ускорит прохождение дью дилледженс. В том числе речь идет и о технической базе знаний. Мы даже дали установку нашей команде разработки: «Документация должна быть организована так, чтобы любой новый человек мог только по ней понять, как в продукте все устроено».
3.
Если вы готовитесь к продаже зарубежному инвестору, сделайте GDPR — регламент работы с персональными данными в Европейском союзе. Возможно, вам придется провести какую-то радикальную миграцию и потратить значительное количество времени — нам, например, нужно было перенести сервера в Европу. Если бы мы не реализовали этот технический момент, то сумма сделки была бы значительно ниже.
4.
Регулярно инвестируйте в безопасность. Обновляйте open source пакеты, которые вы используете, проходите аудит хотя бы раз в год, купите инструмент, который отслеживает и показывает атаки. Лучше будет взять паузу и выделить месяц или даже квартал, чтобы поработать только над архитектурой — оглянитесь назад и посмотреть, не сделали ли вы критических ошибок в начале проекта. Это поможет пройти техническую проверку при продаже без нареканий.
5.
Настройте регулярные отчеты с командой. Мы стали планировать задачи на квартал и презентовать результаты сотрудникам. Собранные отчеты помогли в нужный момент легко рассказать инвесторам, чем мы занимались последние два года.
6.
Сделайте оргструктуру понятной и адаптируйте ее под расширение штата. У нас, например, появились отдельные продуктовые команды по частям сервиса. Одна команда делает сайт, другая — конструктор резюме. Так можно быстрее запускать новое и сократить затраты на коммуникацию. Наша компания-инвестор только смотрела в сторону продуктовых команд, а мы уже сделали первые шаги — их это впечатлило.
7.
Найдите консультанта, который будет вести сделку и поможет с документами. Мы наняли компанию, и они подготовили презентацию с различными графиками — revenue, gross profit, EBITDA и прогнозы по всем этим метрикам на год вперед; портреты пользователей и их география; соотношение мобильного и десктопного трафика; новые подписки за несколько последних лет; оценка рынка. Эта компания также составила shortlist возможных покупателей.
8.
Обсудите с партнером, как будет строиться переход к совместной работе и, по возможности, составьте план. На финальном этапе, примерно за месяц до подписания документов, мы созвонились с командой Talent Inc. и построили MVP интеграции. Мы еще не начали работать вместе, но уже видели, как будем дополнять друг друга и что будем делать в первые месяцы. Это, с одной стороны, сняло эмоциональную напряженность, с другой — показало наш основательный подход к сделке.
@rusven