Вечные ректоры
Право президента неограниченное количество раз продлять полномочия ректоров МГУ и СПбГУ по достижению ими предельного возраста в 65 лет – это одна из поправок,
предлагаемых Государственной Думой.
Комитет Госдумы по образованию и науке на заседании в четверг рекомендовал палате поддержать во втором чтении законопроект о совершенствовании практической подготовки обучающихся.
По действующему законодательству президент вправе дважды на 5-летний срок продлять полномочия ректоров двух главных вузов страны, в случае принятия законопроекта – это можно будет делать сколько угодно раз.
Потенциально данная инициатива ставит два важных вопроса.
Первый – о «трансфере в МГУ». Отметим, что его гарантом «трансфера в МГУ» выступает Екатерина Тихонова, которая является негласным куратором и самого университета, и создаваемого ИНТЦ «Воробьевы горы».
СМИ (включая ТГ-каналы) после появления новости наперебой бросились переназначать Виктора Садовничего ректором МГУ.
Два «НО»:
1. Однажды инициатива той же лоббисткой группы уже не прошла – полгода назад на общем собрании РАН именно Вячеслав Никонов выступал за повышение предельного возраста ректоров вузов: тогда речь шла обо всех вузах, но было понятно что лобби было под 2-3 возрастных руководителя в Москве и Санкт-Петербурга.
2. Также не очевидно, что инициатива в данном случае – под Садовничего. Тут впору вспомнить, как в период президентства Медведева шла отработка нормативно-правовой базы «под Путина».
Пока всё складывается таким образом, что Виктор Садовничий уходит уже в декабре этого года. Дискуссии о его сменщике перерастают в откровенные аппаратные и кабинетные войны. Окончательного консенсуса нет, поскольку все ключевые игроки – АП, РАН, команда Дмитрия Медведева, само МГУ, Михаил Ковальчук с «группой прорыва» имеют свои виды на этот пост и несколько кандидатов имеют сейчас серьезную поддержку.
Второй – о ректоре СПбГУ Николае Кропачеве. Опрошенные «Научно-образовательной политикой» эксперты в основном
склонны считать, что кампания, развернутая на волне трагедии с бывшим сотрудником вуза Соколовым, не будет иметь серьезных последствий. Тем более, что он выдвинут к избранию в члены-корреспонденты РАН. Ректор скорее всего усидит на своем посту, но это может стать последним сроком у власти.
Действительно Николай Кропачев является ставленником Дмитрия Медведева, но мы бы поспорили с Незыгарем относительно его
вывода, что избрание ректора СПбГУ членом-корреспондентом РАН является поражением для Ковальчуков. Академия – это запасной аэродром для Кропачева, а также прямая дорога к иной важной, но не ректорской позиции в рамках университета (научный руководитель, президент и т.п.). Санкт-Петербург занимает особое место в российской политике – выходцами из северной столицы являются президент и премьер, но что также важно: Андрей Фурсенко (серый кардинал науки и высшего образования), Михаил Ковальчук (научный идеолог «группы прорыва» и президент Курчатовского института), Валентина Матвиенко и многие другие. В этом смысле в рамках «Большого трансфера» 2021-2024 гг. ректор у СПбГУ, вполне вероятно, сменится.
В целом – подобные поправки в законы часто делаются не под нынешних, а под будущих ректоров. Позиции руководителя двух главных вузов страны во многом являются политическими постами и участвуют в общем наборе постов для «Большого трансфера». Напомним, в ректоры МГУ уже прочили Валентину Матвиенко, Юрия Борисова, Вячеслава Никонова – это далеко не полный список кандидатов со стороны власти. Свои амбиции имеет также и вице-президент РАН Алексей Хохлов – он целиком и полностью человек Садовничего, поэтому имеет серьезные шансы как компромиссная фигура. Также рассматриваются люди, сейчас работающие в МГУ – их список достаточно обширен, например – проректор Андрей Федякин.
На данный момент картина следующая – Садовничий все равно уходит (даже в случае продления полномочий до конца срока он точно не досидит), а Кропачев пока остается, но опять же есть сомнения, что на долгие годы.