Все как-то заранее взялись снижать планку предстоящего климатического саммита, чтобы ожиданий особых не было. Ну может, и правильно, меньше пиара, меньше конфузов.
Статья из Foreign Affairs на основе материалов встречи министров финансов и глав центральных банков G-20 (состоялась в июле 2021 г. в Венеции). Авторы констатируют неэффективность современного климатического режима – несмотря на количество достигнутых соглашений (РКИК ООН 1992 г., Киотский протокол 1997 г., Копенгагенское соглашение 2009 г., Парижское климатическое соглашение 2015 г. и др.) и все приложенные усилия, темпы декарбонизации не меняются с 1998 г.
Авторы представили три сценария развития ситуации: если ничего не менять в климатической политике, в течение следующих 50 лет выбросы парниковых газов в атмосферу будут расти на 1% ежегодно. Другой сценарий, при котором мир достигает климатической цели не допустить нагревания атмосферы более 2°C, требует резкого снижения выбросов – на 30% к 2030 г. и до нулевого уровня к 2050 г. Наконец, промежуточный сценарий, заложенный Парижским соглашением, также ведет к снижению уровня загрязнения, хотя и более медленными темпами. Главный вывод – для достижения цели 2°C требуется предпринять намного больше усилий, чем согласовали в Париже.
Исследователи выявили три причины неудач.
Первая – цена на выбросы CO2 сегодня практически равна нулю. По расчетам Всемирного банка, в 2019 г. она составляла около $2 за тонну углекислого газа. Это лишает мир экономических стимулов для декарбонизации.
Что предлагают: универсальное ценообразование на выбросы углерода (не только CO2, но и других парниковых газов – метана и др.). На основании рассуждений авторов можно предположить, что под удар планируют подставить угольные электростанции, взвинтив цену на твердое топливо почти в 3 раза (установив цену в $50 за тонну выбросов, что добавит к цене угля $140 за тонну) – создав производителям стимул переключиться на более чистые источники энергии. При этом другие сектора пострадают меньше – например, к стоимости вождения автомобиля с бензиновым двигателем данная мера добавит $230. Кроме того, предлагается ввести универсальное ценообразование для всех стран и секторов.
Вторая проблема – непродуманная политика в области чистых инвестиций. Авторы указывают на негативный двойной внешний эффект для «зеленых» НИОКР – изобретатели вначале получают небольшой процент от своих разработок, что усугубляется невозможностью их широкой коммерциализации ввиду низких цен на ископаемое топливо. И снова «корень зла» - отсутствие цены на углерод.
Решение – государственная поддержка чистых технологий, изменение приоритетов в структуре государственного бюджета. В 2019 г. расходы США на НИОКР в военной сфере составили $60 млрд долл., в то время как развитие ВИЭ получило всего $2 млрд долл.
Наконец,
третье – «синдром безбилетника» в современном климатическом режиме, который завел усилия в тупик.
Что надо сделать: изменить архитектуру режима, создав «климатический клуб». Авторы замечают, что в эффективные международные соглашения встроен не только «пряник», но и «кнут» - штраф за неучастие и/или за невыполнение обязательств. Современный климатический режим не имеет ни того, ни другого, поэтому в его структуру необходимо ввести всеобщие санкционные меры.
Исследователи подчеркивают, что только исправив упомянутые изъяны, можно достичь климатических целей. Следовательно, мы можем ожидать, что на будущих климатических конференциях (в том числе в Глазго) будут предприниматься попытки заложить основы нового климатического режима.
Why Climate Policy Has Failed
https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2021-10-12/why-climate-policy-has-failed