
Выражение «газетные утки» известно не только в России, употребляется по всей Европе ещё с ХIХ. Так называют преднамеренную ложь в СМИ с целью кого-нибудь очернить или «хайпануть» (привлечь внимание ради повышения узнаваемости, еще такое явление называют «чёрным пиаром»).
Виноваты утки
В «Словаре русской фразеологии» ( Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И ) указано, что выражение «газетные утки» появилось в ХIХ веке благодаря брюссельскому журналисту Роберту Корнелиссену. Он решил проверить, насколько публика доверчивая, и опубликовал заметку о том, что одна утка съела 19 себе подобных особей, конечно, их предварительно разрубили на кусочки, чтобы ей было удобно глотать.
Все были удивлены этому явлению и говорили только об этой утке! Журналист позже признался в розыгрыше, а подобную ложь в СМИ стали назвать «газетной уткой».
Немецкая версия
Конечно же, версий появления этого выражения несколько, вот ещё одна!
Немецкий филолог Георг Бюхман считает, что выражение образовано от слова Lügenda (нем. Lüge — ложь), которое употребил Мартин Лютер в одном из своих выступлений. Богослов так описал чудеса Святого Франциска. То есть игра слов: вместо лексемы Legende (легенда), он употребил саркастическое Lügenda (от слова «ложь»).
Позже это слово трансформировалось в Lüge-Ente ( нем. Lüge — ложь, нем. Ente — утка). Метод упрощения действует во всех языках, и осталась только «утка» как обозначение выдумки, и распространилось это понятие по всей Европе.
Что такое «N.T.» ?
Нет, это не всё, есть ещё версии. Видели в статьях пометку «на правах рекламы»? Вот в некоторых газетах было подобное предупреждение, только «N.T.» (лат. non testatum), обозначавшее, что факты, указанные в статье, непроверенные.
В Германии «N.T.» читалось как «эн-тэ», что было созвучно с немецким словом Ente — «утка». Вот и появилась такая ассоциация.
Интересная «газетная утка» от Pepsi
В апреле 1994 года по радио National Public Radiо сообщили, что Pepsi объявляет акцию: сделай татуировку в виде логотипа компании и получи скидку 10 % до конца дней своих. Любители Pepsi реально стали делать татуировки и звонить в редакцию радиостанции, рассказывая, что выполнили условия акции и ждут скидку! В основном, такими безумцами, жаждущими скидку от Пепси, были подростки.
Вот чьи-то родители всполошились и подали в суд на радиостанцию за такой обман.