почему нынешняя расстановка сил в музыкальной дистрибуции - лейбловая картель в новой диджитальной упаковке
в чем была сила лейблов в период бума физической дистрибуции? только они могли позволить себе настроить неподъемную логистику физической дистрибуции музыки в мировом масштабе. в эту бесконечную цепочку были вовлечены не только производители пластинок и дисков (ака заводы), но и логистические компании, которые передавали продукт из одной страны в другую и сеть больших торговых сетей и музыкальных магазинов, которые выкладывали винилы и диски на свои полки. масштабы бюрократии, затраченного времени и вовлеченных людей мне даже страшно представить. каждый посредник в этой цепочке забирал определенный процент за свои услуги; создавался эффект «матрешки», в которой было сложно разобраться, какой в итоге процент съедался, а какой — доходил до артиста.
как сказал глава youtube music лиор коуен в своем
интервью the breakfast club — «как же я рад тому, что все это умерло». но не умерло, а трансформировалось под новые реалии.
сейчас, когда мы радуемся новой форме потребления музыки, мы забываем о том, что в стриминговой модели развилась ровно та же цепочка дистрибуции, но только не физической, а диджитальной: музыка не попадает напрямую в стриминговые сервисы, она проходит от лейбла\артиста — через агрегатор\дистрибьютер — в стриминговые сервисы, где каждый представитель чаще работает на процентной основе или иногда на фиксированной годовой подписке.
роль агрегатора\дистрибьютора в этой цепочке сильно недооценена и малозаметна. в список самых больших дистрибьютеров входят более 30 компаний, включая собственные встроенные дистрибьютеры у трех мейджоров и компании под их покровительством. в америке через собственные и аффилированные дистрибьютеры мейджоров проходит
около 85% всего цифрового дохода, что приводит нас примерно к тому же доминированию лейблов и в этой посреднической цепочке музыкального дистро.
дистрибьютеры не просто пассивные посредники, они в каком-то смысле — цензоры:
1\ они проверяют файлы, названия альбомов и треков и могут что-то не пропустить, если это не соответствует их гайдам и гайдам стриминговым платформ. например, я помню, что при загрузке альбома на до 2015го года независимый дистрибьютер tunecore мне приходилось объяснять метафоры в названии треков, почему название трека написано кэпс локом или почему второе слово в названии трека написано с большой буквы. а одна исследовательская группа провела эксперимент и загрузила звуки льющегося в стакан кофе, которые отвергли некоторые агрегаторы с формулировкой «мы загружаем только музыку», то есть они не только отбирают контент, который доходит до платформ, но и решают, что есть музыка, а что - нет.
2\ никакой дистрибьютер не пропустит музыку без ее привязки к жанрам и без заполнения всех метаданных, так как они не просто готовят релизы к отправке, но и адаптируют ее под алгоритмы стриминговых сервисов, которые не могут работать без категоризации музыки и встраивания ее в их экосистему.
3\ дистрибьютеры собирают деньги со всех стриминговых платформ, на которые они отгружают релизы, а их сейчас в мире более 200. насколько щепетильно это происходит мы не знаем, сколько в итоге доходит до лейбла\артиста мы можем только предполагать, насколько все добросовестно со стороны стриминговых сервисов мы тоже не знаем. и эти все «не знаем» больше связаны с огромными массивами данных, которые в реалиях с ежедневной загрузкой нескольких тысяч треков, могут просто не успевать обрабатываться.
в итоге мы получаем не только доминирование лейблов в стриминге, но и во всей цепочке доставки музыки до стриминговых сервисов.
БЫЛО:
лейблы - дистрибьютеры - магазины
СТАЛО:
лейблы - дистрибьютеры - музыкальные стриминговые сервисы