В настоящее время вряд ли найдется человек, который активно использует всемирную информационную компьютерную сеть и при этом ни разу не столкнулся с современным феноменом культуры под названием «мем». Интернет-мем – это визуально-вербальный способ донесения определенной информации в интернете, путем использования метафорических, шуточных и провокативных форм. В свою очередь, в эпоху информационного общества любая общественная информация предоставляет возможности и может быть использована с целью манипулирования.
Основными источниками мемов являются различные информационные ресурсы (группы и паблики в социальных сетях, имиджборды). Основная причина, по которой люди их смотрят – фатическая коммуникация (то есть коммуникация ради самой коммуникации): «убить время», «для развлечения», «для поднятия настроения», «чтобы шарить» (быть в курсе трендов), «узнавать новости».
Почти у каждой большой социальной группы есть паблик со «своими» мемами. Когда человек относит себя к определенной группе, то он принимает ее ценности, нормы и установки. И изначально чем более они ближе человеку, тем сильнее соотношение себя с этой группой и связь с ней. Из-за свойственной человеку конформности, в уже сформированное информационное пространство можно внедрять мемы-манипуляторы, так как легкость манипуляции будет обеспечиваться не только самой сутью мема, но и некритичностью принятия определённой аудиторией различных идей и утверждений.
Наиболее привлекающими внимание темами, в которых также чаще всего используют манипуляции, являются: политическая, религиозная, расовая и гендерная. На достаточно популярных страницах в социальных сетях такие темы всегда собирают большое количество комментариев. То есть в большинстве случаев основной целью их публикации является увеличение популярности (статистики) страницы, от имени которой был выпущен данный интернет-мем.
С помощью наблюдений было выявлено, что люди склонны ассоциировать известность или авторитетность группы, размещающей мем, на сам мем. При этом только небольшой процент пользователей склонен перепроверять информацию в достоверных источниках. Интернет-мемы способны запускать механизм интериоризации, навязывать определенные установки и поведенческие паттерны, подавляя критическую функцию сознания, ценности и вкусы, создавать или распространять новые тренды, а также их подавлять. Интернет-коммуникация облегчает манипуляцию, т.к. позволяет напрямую воздействовать на личность, используя комбинации визуальных образов и коротких текстовых сообщений.
Манипуляциям более подвержены группы без устойчивых мировоззренческих установок, прежде всего молодёжь.
Круто