Ел с рук, получил под зад.
Примерно так, не вникая в глубинную суть вещей, можно было бы с усмешкой отреагировать на недавнее известие об отлучении Ярослава Романчука от Шенгена. Но мы вникли. Читатель помог. Все оказалось гораздо серьезней, чем "кончились деньги" или "отставлен за ненадобностью". Ярослав решил поиграть в двойного шпиона, что довольно оперативно просек первый работодатель. Предполагаем, если и второй еще не показал ему красную карточку, то скоро обязательно это сделает.
Вспомним. Ярослав предполагал, что отказ ему в Шенгене связан с его высказываниями о причастности высокопоставленных литовских чиновников и силовиков к контрабанде табачных изделий из Беларуси и его критикой литовцев за то, что те прокатили белорусского участника в тендере на строительство газопроводов. Как объяснение для пикейных жилетов звучит вполне убедительно. Но и мы, и наша вдумчивая аудитория заметим, что в Беларуси есть немало людей, которые говорят о еще более неудобных для Литвы вещах, при этом вето от этой страны на право въезда в ЕС не получают. Официальный Вильнюс, конечно, своеобразный. Порой по детски капризный, но как ни крути, а свободу выражения мнений там стараются без острой нужды не тревожить. Тем более, что и из Брюсселя одобрение на это вряд ли последует. Тут рисуется иной системный косяк.
Романчуку отказали во въезде в шенгенскую зону по весьма стремной для него причине. Он причислен к лицам, которые представляют "угрозу для общественной политики, внутренней безопасности, общественного здравоохранения" одной или нескольких стран шенгенского соглашения. Дело было еще до вспышки коронавируса, поэтому даже если Ярослав нечаянно чихнул или конфузно пукнул в визовом центре Литвы, под тему здравоохранения его дело точно не попало. Остается только угроза политике и безопасности. А откуда видят потенциальные угрозы наши западные партнеры? Правильно. От партнеров восточных.
Вот на этом месте нас и озадачил присланный читателем документ. Оказывается, что еще в апреле прошлого года Романчук описывал круги у ног тогдашнего посла РФ в Беларуси Михаила Бабича. Человека, несмотря на малый рост сурового, с ГРУшной закалкой и боевым прошлым. А бывших с такой биографией, как известно, не бывает. И штат, который Михаил Викторович подтянул тогда в возглавляемую им дипмиссию, это доказывает более, чем убедительно. Через одного - спецслужбист, а между ними - дипломаты печальных карьер. Не своих, разумеется, а для стран, в которых посужили.
Бабичу Романчук тогда предложил услуги по созданию группы экспертов для комплексного анализа белорусско-российских отношений. Обещал подключение к процессу гражданского общества, а также оперативно докладывать и ежегодно обобщать состояние интеграции Беларуси и России. В подельники-соавторы заявил Заико, Вардомацкого и Коляду (есть еще материалы с именами и инициативами, но пока их придержим, дабы не замазать ненароком непричастных). Сам же гордо отрекомендовался не только исполнительным директором Аналитического центра «Стратегия», но и членом президентского совета по развитию предпринимательства, членом консультативного совета по налоговой политике при Министерстве финансов Беларуси. Тут любопытно, эти советы вообще в курсе, что в лице Романчука консультировали Бабича?
Публикуемый нами документ может показаться не таким уж и токсичным, если не знать последствий. Бабич Романчука по головке погладил, но дальнейший с ним диалог - не его калибр. Перепоручил агента-перебежчика подчиненным, а сам, как известно, ушел решать более серьезные задачи начавшегося в России транзита власти. С назначенными кураторами Ярослав и по сей день в тесном контакте. Барабанит им на заказ нужную аналитику с энергичностью и задором не меньшим, чем в 2010 году, когда после президентских выборов бодро сливал то ли соперников, то ли партнеров и соратников по политической борьбе. Было бы кого слить.
На этом месте, пожалуй, стоит вернуться к осмыслению причин отказа Романчуку в Шенгене. Причем бессрочном. Как человеку, несущему угрозу безопасности Европы. Стало ясно откуда нёс.
Сказочный Джеймс Бонд.