Можно заметить, что суть фракций в Warhammer 40 000 глубже, чем во многих других сеттингах. Такой глубины можно добиться, лишь опираясь на уже существующие в реальном мире учения, и это подтолкнуло меня на поиск общих черт в философских идеях и фракциях Вахи.
Империум (особенно эпохи 30 тысячелетия) легко соотнести с позитивизмом Огюста Конта, верившим в превосходство научного познания над абстракциями и религиями. Конт считал необходимым для прогресса создание общечеловеческой системы ценностей, проводниками которых будут являться "позитивистские священники" — воспитатели и проповедники. Император добился цели Конта с помощью Объединительных Войн, а в позитивистских священниках легко узнать итераторов. Конечно, в 40 тысячелетии Империум перешёл к религиозности, но это можно считать естественной реакцией позитивизма на мир, в котором мистические и абстрактные образы обрели реальное воплощение.
Некроны следуют идеям Шопенгауэра, который довёл до крайности пессимистическую парадигму буддизма и провозгласил высшей мудростью избегание страданий и равнодушие к удовольствиям. Отказавшись от подверженной как болязням, так и наслаждениям плоти и отдав свою душу, дабы предотвратить мучительную смерть, некронтир в точности исполнили указания Шопенгауэра.
Взгляды тау связаны с ярким представителем либерализма и утилитаризма (то есть этики, согласно которой поступки хороши настолько, насколько ведут к всеобщему благу) Джоном Стюартом Миллем. Несмотря на веру в свободу и гуманизм, Милль считал, что "благожелательный деспотизм" развитых цивилизаций по отношению к варварским народам вполне приемлем.
Сущность демонов Хаоса прослеживается в идеях Ницше. Сей философ много внимания уделял проблематике взаимосвязи добродетелей, пороков и страстей и их борьбе в человеческой душе, а ведь именно это и составляет основу Имматериума. Кроме того, сверхчеловек, упивающийся жизнью, её цикличностью и собственной властью, похож на демон-принца.
Разным фракциям эльдар соответствуют разные философии.
Эльдар с миров-кораблей позаимствовали кредо у стоиков, которые боролись с четырьмя аффектами — желанием, удовольствием, отвращением и страхом. Для эльдар, чьим врагом является воплощение чувственных переживаний, такая борьба обретает жизненно важное значение.
Экзодиты, сопротивляющиеся влиянию Слаанеш с помощью пребывания в тяжёлых условиях и самоограничения, очень похожи на киников, стремящихся к "собачьей" жизни и отказывающихся от всего, кроме самого необходимого.
Арлекины принимают жизнь такой, какая она есть, (и благодаря помощи Цегораха не заботятся о посмертии) но вместе с этим продолжают бороться с непобедимым по своей сути злом. Это напоминает абсурдизм Альбера Камю. Кстати, в "Мифе о Сизифе" среди "людей абсурда" Камю назвал театрального актёра.
Нет необходимости объяснять, в чём заключается сходство тёмных эльдар и маркиза де Сада.
Орки, чьей отличительной особенностью являются сила их веры, являются идеалом Кьеркегора. Он выделял три стадии духовного развития — эстетическую (когда человек не пытается осуществить невозможное), этическую (когда человек пытается осуществить невозможное, но осознаёт тщетность своих попыток) и религиозную (когда человек пытается осуществить невозможное и верит в свою способность сделать это). Орки явно находятся на последней и при этом не испытывают никаких неудобств!
Природа тиранид зависит от их рациона. Это — одно из проявлений тезиса Сартра: "существование предшествует сущности".